Герман Греф уличил двух министров Медведева в полном незнании правил ВТО
Президент Сбербанка Герман Греф уличил двух министров Медведева в полном незнании правил Всемирной торговой организации
Гайдаровский форум до своего начала представлялся автору этих строк скучным мероприятием, где мужчины с полысевшими головами нудно и с бесконечными периодами в речи говорят о том, как нам обустроить Россию. Однако второй день экономического форума (о событиях первого дня читайте здесь) оказался очень даже бодрым. По крайней мере, галерка почти не спала.
Еще бы! Когда при генеральном директоре ВТО Паскале Лами российских министров упрекают в незнании стандартов торговой организации, зевота проходит сама собой, а глаза становятся похожими на восклицание «ОгО!» (орфография автора сохранена).
Более того, по федеральным министрам прошелся своим, «как всегда, ярким выступлением» (выражение Анатолия Чубайса, выступавшего в роли модератора форума) не кто-нибудь, а президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф.
Вступив в ВТО, мы наконец получили правила, по которым нам нужно играть на глобальном рынке, сказал Греф. «Сколько часов потратили министры на изучение правил ВТО?» – обратился бывший министр к нынешним. Глава Минпромторга Денис Мантуров и министр по связям с «открытым правительством» Михаил Абызов, должность которого в программе почему-то была названа просто «Министр Российской Федерации», только с недоумением смотрели в зал.
По словам президента Сбербанка, правила ВТО прописаны на 47 000 страниц различных документов. В базовом соглашении 600 страниц. «Я не хочу загонять в тупик министров, – признался Греф. – Я знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО». «Да потому что если вы ответите, что это не так, то я задам первый и самый простой вопрос: «Что регулируется правилами ВТО?», – спросил Греф, который, по его собственному признанию, занимался данным вопросом около восьми лет. «Не рискуйте отвечать», – предупредил министров Герман Оскарович.
«Берем наш самый конкурентный вид спорта – хоккей, – продолжает Греф. – Можете представить себе, что мы выпускаем нашу хоккейную сборную, не объяснив ей правила игры, и говорим: «Побеждает тот, кто забросит больше всех шайб в ворота противника». Что происходит в этом случае? Первое, что хочется, – спрятать эту шайбу куда-нибудь подальше и доползти до ворот противника, чтобы ее туда засунуть. Вот что мы сейчас делаем в ВТО».
Герман Греф – человек, «без которого Россия не вступила бы в ВТО» (еще одно выражение Чубайса), и, как следствие, не было бы бесед о месте РФ во Всемирной торговой организации и ее будущем там. Еще одним таким человеком, опять же по убеждению Чубайса (больше постараюсь не называть его имя), является вышеупомянутый гендиректор ВТО Паскаль Лами.
Его, кстати говоря, очень удивила постановка некоторых вопросов на форуме по поводу места России в ВТО. Например: «Выполняет Россия правила ВТО или нет?» (автора я обещал не называть). При ответе Лами пытался объяснить министрам (да и не только им, а вообще всем россиянам) простую вещь: Россия уже вступила в ВТО, она – участница этой организации, а вы говорите и думаете о ней так, будто она еще только должна вступить в эту организацию.
По глубокому убеждению Лами, перед Россией как участницей ВТО в действительности стоят три основных вопроса. Во-первых, где Россия может создать добавленную стоимость. Во-вторых, РФ нужно понять, как скомбинировать свои ведущие направления, чтобы стать конкурентоспособной. И, наконец, в-третьих, России нужно решить демографическую проблему, потому что речь здесь идет о человеческом капитале, без которого первые два пункта лишатся смысла.
«Присоединившись к ВТО, Россия подписалась под определенной стратегией развития. Вы выбрали модель, которая существует по определенным правилам. Пока страна не вступила в ВТО, она может вести себя как угодно, но если она вступила в ВТО, она должна считаться с остальными», – сказал Лами.
После его речи министры выпрямили спины и принялись отвечать. Если отфильтровать все возможные эвфемизмы, то «министр пропаганды» (на этот раз выражение Грефа) Михаил Абызов ответил гендиректору ВТО примерно следующее: «Подходит Россия под стандарты ВТО или нет – это решит суд». В зале в этот момент не спал никто. Г-н Лами, в свою очередь, уже в конце «панели» ответил примерно так: «Обращайтесь: у нас отличная система в этом отношении, независимая. Но если вы проиграете суд, тогда вас ждут крепкие санкции».
Про суд Лами говорил, хитро улыбаясь. По крайней мере, таким он виделся с четвертого ряда. В первый раз эта хитрая улыбка появилась на его лице, когда Чубайс (простите, не сдержался) задал министру Мантурову провокационный вопрос об утилизационном сборе. Все знают, что Россия не подходит ни под какие стандарты ВТО в плане утилизационного сбора, но модератор все же спросил главу Минпромторга о причинах такого безобразия перед гендиректором ВТО.
Денис Мантуров постарался аккуратно ответить на поставленный вопрос, но получивший слово Михаил Абызов без робости прямо заявил: «Вопрос утилизации промышленного производства на сегодняшний день в России не урегулирован и не разрешен». Лами со своей стороны в разговор предпочел не втягиваться, ответив, что он занимает нейтральную позицию.
Завершая рассказ о втором дне Гайдаровского форума, нельзя не сказать и о том, что большинство участников панельного заседания (а кроме вышеупомянутых, это глава ФНС Михаил Мишустин, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, гендиректор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов и директор департамента аналитики Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос) согласились, что основным ресурсом сейчас является именно человек, его сила ума, и та страна, где будет работать больше всего «силачей», и будет лидером на мировом рынке. Именно поэтому Герман Греф призвал образовывать наших детей уже с детского сада. И главное, по мнению главы Сбербанка, заключается в том, что Россия этого еще не поняла.
«Что делать?» – задался извечным русским вопросом Греф. И сам же ответил: «Это вопрос риторический».
Источник: КМ