Иск в Верховный суд Российской Федерации
Заявитель: Уполномоченный представитель региональной подгруппы Инициативной группы по проведению Референдума Российской Федерации от субъекта Российской Федерации — города Москвы: Бабкин Константин Анатольевич
Заинтересованное лицо: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Адрес: 109012, Москва, Большой Черкасский переулок, д. 9
ЗАЯВЛЕНИЕ
Об отмене Постановления
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
№ 118/917-6 от 13 апреля 2012 года
и утвержденного им Заключения
13 апреля 2012 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Постановлением № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года «О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?», предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации», постановила, что вопрос «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» не может быть вынесен на референдум Российской Федерации как не соответствующий требованиям частей 5 и 7 статьи 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (по тексту — Закон о референдуме).
Считаю, что Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года и утвержденное им Заключение незаконны и не обоснованны, поскольку нарушают положения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим основаниям:
I. Довод ЦИК РФ о том, что вопрос о присоединении России к ВТО отнесен к исключительной компетенции органа государственной власти, несостоятелен, поскольку:
- Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», иные нормативные правовые акты не содержат положений об отнесении того или иного вопроса к исключительной компетенциитого или иного органа.
- Процедура «присоединения к ВТО» предусматривает взаимодействие нескольких государственных органов (как минимум Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Президента РФ), что вообще не позволяет говорить о возможности наличия исключительной компетенции какого-либо органа.
- Невозможность вынесения вопроса на референдум по причине отнесения его именно к исключительной компетенции не может трактоваться расширительно, поскольку любой существенный вопрос может быть решен тем или иным органом власти (входит в компетенцию того или иного органа власти).
В нашей стране на данный момент не большая практика по вынесению вопросов на референдум, и как следствие проверки этих вопросов на относимость к исключительной компетенции органов власти, однако простой анализ всех вопросов прошедших такую проверку показывает, что все они относятся к компетенции органов власти.
Вопросы, по которым уже проведены референдумы:
«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
«Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»
«Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?»
«Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?»
«Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?»
«Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?»
«Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?»
А также вопросы, которые признаны соответствующими требованиям статьи 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в соответствии с Решением Верховного суда РФ от 2 июня 2005 г. № ГКПИ05-589, 628.
1) «Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации должны быть сохранены отсрочки от призыва на военную службу, действовавшие по состоянию на 1 января 2005 года?»
2) «Согласны ли Вы с тем, что не менее половины депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должны избираться персонально по одномандатным округам?»
Отмечу также, что неспроста в оспариваемом заключении ЦИК РФ в финальном абзаце, касающемся данного основания слово «исключительной» потеряно. Авторы просто морально не смогли его написать.
II. Довод ЦИК РФ о том, что вопрос «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» не может быть вынесен на референдум, поскольку является сложносоставным и каждая его часть может восприниматься различно, незаконен и не обоснован по следующим основаниям:
- Согласно части 7 статьи 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Таким образом, сама по себе «сложносоставность» и/или гипотетическая «возможность восприятия различно каждой из его частей» не является основанием для признания вопроса несоответствующим требованию части 7 статьи 6 Закона о референдуме.
- Ни каких возможных дополнительных толкований в Заключении не приведено. Тем не менее, существуют конкретные условия, прописанные в вышеуказанном протоколе, и участнику референдума необходимо выразить свое отношение именно к присоединению России к ВТО па этих условиях. Вынесение вопроса о присоединении России к ВТО «вообще» (в случае принятия решения о «несогласии с присоединением») по моему мнению необоснованно лишило бы Правительство РФ возможности договариваться о лучших, более справедливых, более выгодных для нашей страны условиях присоединения в будущем. Не выражая недоверия Правительству РФ в целом, а также группе, ведущей переговорный процесс с ВТО и отдельными странами, участницами ВТО, я рассчитываю (в случае принятия решения на референдуме о «несогласии с присоединением»), что Правительство РФ в целом и указанная группа подойдут принципиально к изменению условий присоединения России, и граждане РФ поддержат присоединение России к ВТО на иных условиях тем или иным образом (надеюсь без необходимости проведения повторного референдума).
- Повторюсь, в нашей стране на данный момент существует не большая практика по вынесению вопросов на референдум, и как следствие, проверки этих вопросов на соответствие требованию об исключении возможности множественного толкования, однозначности ответа и определенности правовых последствий, однако простой анализ всех вопросов прошедших такую проверку показывает, что большинство из них являются сложносоставными и каждая их часть может восприниматься различно, однако и наш вопрос, и прецедентные вопросы не предполагают восприятия по частям.
Вопросы, по которым уже проведены референдумы:
«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
«Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»
«Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?»
«Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?»
«Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?»
А также вопросы, которые признаны соответствующими требованиям статьи 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в соответствии с Решением Верховного суда РФ от 2 июня 2005 г. № ГКПИ05-589, 628:
1) «Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации должны быть сохранены отсрочки от призыва на военную службу, действовавшие по состоянию на 1 января 2005 года?»
2) «Согласны ли Вы с тем, что не менее половины депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должны избираться персонально по одномандатным округам?»
III. Довод ЦИК РФ о том, что формулировка вопроса «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» предполагает предварительное ознакомление участников референдума с указанным протоколом, что содержащиеся в нем «условия и обязательства различны по существу, что в свою очередь предполагает невозможность адекватного волеизъявления граждан в отношении содержания документа в целом…» вообще не основан на нормах Закона о референдуме и не может являться основанием для отказа в проведении референдума. Тем не менее, анализ вопросов, выносимых на референдум в нашей стране ранее или в отношении которых дано положительное заключение о возможности их вынесения позволяет показать, что большинство вопросов требует ознакомления с дополнительными документами для адекватного волеизъявления, причем эти документы также носили принципиальный судьбоносный и неоднозначный по своей правовой трактовке характер.
Вопросы, по которым уже проведены референдумы:
«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
«Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»
«Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?»
«Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?»
А также вопросы, которые признаны соответствующими требованиям статьи 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в соответствии с Решением Верховного суда РФ от 2 июня 2005 г. № ГКПИ05-589, 628
1) «Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации должны быть сохранены отсрочки от призыва на военную службу, действовавшие по состоянию на 1 января 2005 года?»
Добавлю, что участие в референдуме — ответственный для каждого гражданина способ управления своим государством и для любого вопроса, вынесенного на референдум, предполагается, что в целях адекватного волеизъявления, участник референдума должен сформировать позицию исходя из огромного массива информации, даже если вопрос «содержит меньше слов» или не ссылается на дополнительный документ.
IV. Довод ЦИК РФ о том, что формулировка вопроса «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» предполагает предварительное ознакомление участников референдума с указанным протоколом, а указанный протокол не подписывался на русском языке, в следствие чего действительная воля народа может быть искажена также не основан на нормах Закона о референдуме и не может являться основанием для отказа в проведении референдума. Кроме того, официальный перевод Протокола необходим не только для возможного проведения референдума, но и для правильного функционирования органов государственной власти в случае присоединения России к ВТО.
Таким образом, принимая во внимание необоснованность и незаконность Постановления ЦИК и утвержденного им Заключения, а также огромную общественную значимость Вопроса о присоединении России к ВТО, поскольку, по моему мнению, в случае такого присоединения Россия необоснованно потеряет часть суверенитета, поставит отечественную промышленность и сельхозпроизводителя, а также многие отрасли народного хозяйства в невыгодные и не конкурентоспособные условия
ПРОШУ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отменить Постановление № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об утверждении заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?», предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации, и утвержденное им Заключение.
В связи с отсутствием возможности самостоятельного получения оригинала Постановления № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (получен нами с печатью Центральной избирательной комиссии РФ, но без подписи ответственных лиц), прошу истребовать у Центральной избирательной комиссии РФ оригинал Постановления № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года, а также утвержденное им Заключение.
Приложение:
- Копия Постановления № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (с печатью Центральной избирательной комиссии РФ, но без подписи ответственных лиц).
- Копия Протокола собрания региональной подгруппы от 04.04.2012 года.
- Копия Ходатайства о регистрации региональной подгруппы.
- Копия настоящего Заявления для заинтересованного лица.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Уполномоченный представитель Региональной подгруппы Инициативной группы по проведению Референдума Российской Федерации от субъекта Российской Федерации — города Москвы
Бабкин Константин Анатольевич 17.04.2012