Чем опасно ГАТС ВТО?

«Соглашение по торговле услугами» ГАТС[1] ВТО

  • Основной принцип ГАТС – непрерывная либерализация, т.е. доступ на рынок в этих областях иностранных фирм с предшествующей приватизацией этих секторов.
  • ГАТС требует в том числе «открыть рынки» образования, здравоохранения, транспорта, водоснабжения, культуры, ЖКХ. Это ведет к коммерциализации общественных благ и разрушению модели социального государства.
  • ГАТС позволяет нанимать на работу в России работников из стран с более низкой зарплатой и оплачивать их не в соответствии с уровнем зарплат и тарифными соглашениями в России, а как в той стране. Это – социальный демпинг и это подрывает все трудовые права и права профсоюзов, социальную защищенность и это будет способствовать росту бедности и национальных и социальных конфликтов.
  • Один из пунктов ГАТС – энергетика, добыча полезных ископаемых, это означает снятие ограничений на переход под контроль иностранных корпораций газа и нефти.
  • Пусть какие-то пункты пока как-то защищены в «Перечне специфических обязательств» России – благодаря правилам ГАТС все это с подписанием станет просто вопросом времени. Потому что принцип ГАТС – непрерывная либерализация в рамках переговоров. Кто не либерализует – наказывается торговыми санкциями и штрафами, от этой страны требуют пойти на уступки по другим пунктам или либерализовать другой сектор. Еще не поздно передумать. Еще не поздно остановить вступление в ВТО.

 

Какие же сектора входят в ГАТС ВТО?

Открыты для иностранной конкуренции должны быть следующие сектора:

1. Деловые услуги: врачи, ветеринары, адвокаты, налоговые консультанты, архитекторы, инженеры, юристы, компьютерные услуги, базы данных, исследования и разработки, услуги в области недвижимости, например, маклеры, ремонт и уборка помещений, лизинг транспорта, судов, производственного оборудования, реклама, ремонт, типографии, экономические консультации и др. услуги.

2. Услуги в сфере коммуникаций: почта, курьерская доставка, телефон, электронная почта, передача данных, телекс, телевидение, радио, производство фильмов, видео, музыки, другое.

3. Строительство и монтаж: все виды строительства.

4. Торговля: оптовая и розничная торговля, франшиза и др.

5. Образование: детские сады, школьное образование, высшее и профессиональное образование, дополнительное образование и другое.

6.Услуги в сфере экологии: водоснабжение и канализация, мусор, санитария и др.

7. Финансовые услуги: все типы страхования (жизни, от несчастных случаев, медицинское и т.д.), банковские и финансовые услуги, в том числе деривативы и т.д.

8. Медицинские и социальные услуги: больницы, другие услуги в здравоохранении и социальные услуги,

9. Туризм: гостиницы и рестораны, турагентства, гиды и т.д.

10. Отдых, культура и спорт: театры, цирки, сектор досуга, новостные агентства, библиотеки, архивы, музеи, другие культурные услуги и другое.

11. Транспортные услуги: морское и речное судоходство, авиаперевозки, космические полеты, железные дороги, система дорог, нефтяные трубы и другое.

12. Энергетика: добыча и перевозка полезных ископаемых.

13. Другие не перечисленные услуги.

 

Каковы правила ГАТС?

  • Принцип непрерывной либерализации (статья XIX): обязательство вести новые переговоры и открывать новые области для иностранной конкуренции. Т.е. ограничения, которые страны, вступающие в ВТО, озвучивают в «Перечне специфических обязательств» при вступлении в ВТО – это не условия вступления, а временные ограничения, которые будут сниматься одно за другим в рамках переговоров.[2] Россия тоже опубликовала такой «Перечень специфических обязательств», где указаны какие-то ограничения для либерализации, но – это НЕ УСЛОВИЕ вхождения, а документ, который будет служить на будущих переговорах для того, чтобы отказываться от этих ограничений. Во время переговоров каждая страна составляет свой документ “offer” (предложение), в котором излагает, какие сектора она готова открыть. Каждая страна составляет также требования к другим странам снять какие-то ограничения и открыть какие-то области (“requests”). В результате – вопрос о будущем общественных благ становится просто вопросом торга между странами, а не вопросом, которое решает население стран, которое эти сектора – образование, здравоохранение, ЖКХ, транспорт и т. д. напрямую касаются. Это подробно показывает канадский специалист по торговой политике Скотт Синклэр, работавший в качестве эксперта в ряде провинций Канады и опубликовавший исследование, показывающее, как работают эти механизмы – “GATS. How the WTOs new “services” negotiations threaten democracy” (рус: «ГАТС. Как новые переговоры ВТО по «услугам» угрожают демократии».).[3]
  • ГАТС – это движение в одну сторону – отказа государства от финансирования общественных благ, повышения цен на них, их приватизации и открытия доступа на новые «рынки» и их завоевывания крупными корпорациями.
  • Режим наибольшего благоприятствования (статья II): сектор открывается для всех стран,
  • Свободный доступ на рынок (статья XVI): нельзя вводить ограничение участия иностранного капитала, к примеру – в собственности.
  • Равные права национальных и иностранных фирм (статья XVII): Иностранные фирмы на российском рынке могут участвовать в тендерах на госзаказы, а также могут потребовать получать те же налоговые льготы и государственные субсидии, как и российские компании. Требование предоставления тех же субсидий – это, по сути, требование от государства отказаться от финансирования общественных благ, потому что  государство не сможет, к примеру, финансировать российские государственные и филиалы иностранных частных больниц в России. Итак, эта статья ГАТС заставляет приватизировать общественные блага.
  • Иногда ВТО заявляет о том, что она не требует приватизации общественных благ и ссылается на статью 1.3ГАТС, где прописано, что не подлежат либерализации услуги, предоставляемые государством. Но тут же уточняется, что сюда относятся услуги, которые предоставляются не на коммерческой основе и не на основах конкуренции. Во-первых, в любых секторах общественного сектора уже есть какая-то плата и частные фирмы, поэтому ни здравоохранение, ни образование, ни другой сектор не защищены от приватизации. Во-вторых, ЕС уже потребовал от других стран в рамках переговоров по ГАТС либерализовать, к примеру, водоснабжение и энергетику, а США от других стран – образование: Требования ЕС стали в 2003 известны общественности и были опубликованы Gatswatch и PolarisInstitut.[4]
  • По статье XXI ГАТС отказаться от либерализации какого-то сектора можно только через 3 года при условии выплаты компенсации инвесторам за настоящие и будущие! потери. Вариант компенсации – открытие другой области. Инвестор или торговый партнер может также обратиться в Суд ВТО, тогда страна должна платить штрафы, также штрафы могут быть применены и к другой области («cross retaliation»).
  • Экологические, трудовые  права и права потребителей в стране могут  быть рассмотрены как нарушение прав инвесторов и другие страны могут потребовать изменить законы страны или обратиться в Суд ВТО. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Это означает, что ВТО будет пересматривать уже принятые законы! При этом в суде ВТО, согласно этому меморандуму, нужно отклонять «контраргументы, указывающие на гарантирование общественного блага», вместо этого на первом месте должен стоять принцип эффективности.[5]
  • Статья VI ГАТС предусматривает «внутригосударственное регулирование». Пункт 4 статьи VI ГАТС предусматривает «проверку необходимости» для национальных законов. Это значит, что «Комиссия ГАТС по урегулированию споров» обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Что «необходимо», тоже решает Комиссия ГАТС, а не парламент страны.[6] Каждое национальное постановление, касающееся защиты природы, должно в соответствии с ГАТС ВТО, пройти тест на «необходимость». Таким образом, задача «Комиссии по урегулированию споров при ВТО» — гарантировать, «чтобы правительства мира руководствовались не тем, что хорошо для их населения, а чтобы законы были как можно выгоднее для иностранных инвесторов и торговых корпораций».[7] Право же людей на бесплатное лечение и образование и другие блага при этом не важны! Субъекты права здесь — не люди, население, граждане, а — юридические лица, фирмы, корпорации.ВТО принуждает государства, входящие в нее, снижать финансирование общественного сектора (детские сады, школы, университеты, больницы, дома престарелых, библиотеки, музеи, системы водоснабжения, транспортные государственные предприятия, пенсионную систему, энергосистемы и сферу здравоохранения, почту и сферу телекоммуникаций).
  • «Прозрачность» – страны должны 1 раз в год информировать ВТО о принятии новых или изменении старых законов (статья III). Этот пункт упрощает подачу жалобы на закон страны в Суд ВТО. Получается, что прозрачны государства перед корпорациями, однако совсем непрозрачны ни сами переговоры, общественность до последнего момента не знает, какие сектора от нее требуют открыть другие страны и какие требует открыть она от других стран. Совершенно нелегитимна и недемократична «проверка законов на необходимость» и судебные процессы в ВТО.[8]

Крупнейшие концерны в области «сферы услуг» родом из ЕС и США. Поэтому логично, что именно США и ЕС требуют от других стран в ВТО открыть эти сектора для доступа иностранных инвесторов[9] и приватизировать общественные блага (здравоохранение, образование и т.д.)[10]. «Частные инвестиции» и логика извлечения прибыли (потому что инвестиции — не меценатство) должны, по ВТО, идти во все области — в спорт, культуру, сферу ЖКХ в той степени, в какой в них можно извлечь прибыль: «Концерны уже конкурируют друг с другом за приватизацию водоснабжения, трасс между городами и дорог в городах, национальных парков и многое другое»[11]. В бедных странах около 80% населения не может платить за школу, высшее образование, транспорт, воду и электричество, выплачивать взносы на медицинскую страховку и пенсию, тем временем частные компании в этих областях выплачивают акционерам баснословные дивиденды. Эти прибыли должны откуда-то появляться, и их не получить при благотворительных ценах. Правительства государств-членов ВТО, к тому же, не имеют права регулировать цены, поскольку в ВТО такие действия рассматриваются как «препятствия на пути торговли» и государству грозят экономические санкции. Государства, по правилам ВТО, не могут, к примеру, потребовать от концернов подключить к водоснабжению или транспорту бедные районы, потому что «любое регулирование мешает рынку». То же касается и регулирования цен.ООН предупреждает, что ГАТС лишит широкие слои населения доступа к элементарным общественным благам!

Бывший директор отделения ГАТС в секретариате ВТО Дэвид Хартридж говорит, что без огромного давления американской индустрии финансовых услуг, особенно таких фирм, как “American Express“ или “Citicorp“, ГАТС не был бы принят. ГАТС лоббировали также USCSI (US Coalition of Service Industries), ESF (European Services Forum), Liberalization of Trade in Services (LOTIS), Global Services Network (GSN), International Financial Services London (IFSL). В LOTIS представлены банки и страховые компании, которые контролируют сотни миллиардов долларов.[12] Кроме банков и страховых агентств, ГАТС выгоден концернам, специализирующимся на энергосистемах, системах водоснабжения, образовании и здравоохранении[13], поскольку ГАТС — инструмент по проведению приватизации этих областей.

ВТО, ВБ и МВФ утверждают, что конкуренция частных фирм в общественном секторе понизит цены и улучшит качество, но этот аргу­мент не верен — не имеет смысла класть параллельные рельсы или водопроводные трубы. Как уже показано выше, примеров негативных результатов приватизации общественных благ достаточно: в Великобритании разваливается приватизированная железная дорога, в штате Калифорния рушится приватизированная система энергообеспечения, в Боливии и Южной Африке — обеспечение водой, а в Чили — пенсионная система[14].

 

ГАТС и трудовые права

Уже и так представитель МВФ Анне Крюгер заявила в Петербурге о том, что „выполнение требования платить этим рабочим (в развивающихся странах) «достойную» зарплату (на уровне развитых стран) полностью бы уничтожило все сравнительные преимущества для фирм, которые используют неквалифицированную рабочую силу“.[15]

ВТО закрепит в России бедность и низкие зарплаты. Почему?

Во-первых, ВТО игнорирует Конвенции ООН по труду, потому что ВТО – не часть ООН и ВТО их не включила в свои соглашения. Во-вторых, на практике ВТО стремится без всяких ограничений использовать дешевую рабочую силу. В рамках ГАТС 4-ый вид предоставления услуг – ввоз иностранных рабочих — подразумевает использование низкооплачиваемого труда из более бедных стран, чем те, где филиал концернов. В результате, это подрывает уровень зарплат и тарифные договора и минимальные зарплаты и любую социальную защищенность как ввозимых в странуработников. так и занятых в этом секторе людей, живущих в этой стране. Это — политика социального демпинга. К примеру, в рамках ВТО будет незаконно требовать платить работникам в ЖКХ или больницах достойную зарплату – этих «дешевых» работников будут легально эксплуатировать, платя им зарплату на уровне их страны и подрывая национальный уровень зарплат.[16]

 

Общественные блага и их приватизация

Наряду с привычными секторами услуг, как туризм, строительство, деловые услуги и пр. в соглашение ГАТС ВТО вошли такие сектора как образование, здравоохранение, водоснабжение, энергетика, транспорт и культура  — т.е. общественные блага.

Общественные блага (publicgoods: образование, здравоохранение, энергетика, водоснабжение, транспорт, пенсионная система, культура и др.) всегда оказывались государством и их целью было удовлетворение потребностей населения, они рассматривались как право граждан, а не товар на рынке. Общественные блага – это часть социального государства. Соответственно их финансирование основывается на принципе себестоимости (в цену включено покрытие расходов, но не включена прибыль) и в их финансировании участвует государство. Такая модель существовала после второй мировой войны как в Европе в рамках «социальной» рыночной экономики, так и в СССР и странах восточного блока. Но начиная с 70-ых годов, корпорации пытаются навязать во всем мире модель неолиберального капитализма, где государство должно отказаться от финансирования общественных благ и эти сектора должны быть открыты для прибыли.

Но логика общественных благ и прибыли противоречат друг другу: частная капиталистическая компания стремится увеличить прибыль и выплатить акционерам более высокие дивиденды, понизив расходы и увеличив цены, поэтому передача общественных благ в частные руки приводит во всем мире

1) к росту цен на общественные блага,

2) в результате падают доходы населения, т.к. все эти блага – жизненно необходимы – от них нельзя отказаться! Таким образом, приватизация общественных благ увеличивает пропасть между богатыми и бедными и способствует росту бедности. Наиболее бедную часть населения высокие цены вынуждают отказаться от использования общественных благ, как это произошло, к примеру, на Филиппинах, где бедные не могут получить медицинскую помощь из-за роста цен на лечение, а врачи эмигрируют в США, и в ЮАР, где тысячи людей были отключены от водоснабжения и электричества, потому что не могут его оплачивать.

3) последствия приватизации в других странах показали, что из-за логики максимизации прибыли и сокращения расходов была уволена часть работников этих секторов и были сокращены трудовые права, ухудшилось качество услуг, а также не проводились необходимые инвестиции по содержанию и ремонту инфраструктуры, что привело к катастрофическим последствиям: К примеру, в Великобритании на приватизированной железной дороге из-за экономии на ремонте путей и системе безопасности произошла серия трагедий, в которых погибли люди, а в городе Берген в Норвегии из-за экономии расходов на очистку воду разразился лямблиоз.

 

МВФ, Всемирный Банк и ВТО продвигают приватизацию общественных благ, требуя:

  • сократить и отменить государственное финансирование этих областей,
  • отменить регулирование государством цен на общественные блага,
  • разрешить их приватизацию,
  • пустить на «рынок» общественных благ крупные корпорации из США и ЕС.

 

МВФ и Всемирный Банк заставляют правительство России все время повышать цены на газ, электричество, воду и транспорт, а также открыть сектор ЖКХ, образование, здравоохранение и др. сектора для доступа международных корпораций.[17] Неолиберальные реформы в рамках кредитов Всемирного Банка осуществляются при непосредственном участии Всемирного Банка в совместных проектах с соответствующими министерствами России. На настоящий момент, в процессе проведения реформы цены на воду, газ, электричество выросли уже в большинстве регионов и были начаты реформы по приватизации здравоохранения и образования.

На неолиберальную реформу сектора общественных благ Россия взяла ряд кредитов Всемирного Банка (сама стоимость реформ выше, чем сумма кредита):

  • образование — “Education reform project” (кредит в 50 млн. $, общая сумма расходов на реформу — 71,1 млн. $.)[18] и  «Проект инновации образования» (кредит в 71 миллион долларов (общая стоимость 96,6),
  • здравоохранение – «Health reform pilot» (кредит 66 млн. $) и «Health reform implementation project» (кредит в размере 30 млн. $) и др.
  • отопление — «Municipal Heating Project» (расходы 127,88 млн. долларов, из них 85 млн.- кредит Всемирного Банка).
  • электричество — «Electricity sector reform support project» (кредит 40 млн. $),
  • ЖКХ — «Housing and Communal Services Reform Programm» (кредит в 200 млн.$) + «Regional Communal Service Reform», (100 млн.$ — кредит Всемирного Банка)
  • водоснабжение «Municipal Water & Wastewater Project» (кредит в объеме 122,5 млн. долл.) и другие.(www.worldbank.org)

 

Если Россия вступит в ВТО, то мы подпишемся под разрушением социального государства и невозможностью его возродить!

 

Поэтому НЕОБХОДИМО ОСТАНОВИТЬ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО!

Для этого необходимо:

1) объединиться всем секторам, производящим на внутренний рынок, всем профсоюзам, всем ученым и общественным деятелям, общественным организациям, социальным движениям и гражданам,

2) привлечь внимание СМИ к этой проблеме, проинформировать общество. Необходимо привлечь к этой проблеме общественное внимание выступлениями по телевидению, в газетах, а также общественными акциями протеста.

3) проинформировать депутатов Государственной Думы, которые будут весной-летом 2012 ратифицировать вступление России в ВТО, о том, какие опасности несет в себе ВТО и ЧТО они подпишут! Необходимо проводить информационные акции перед ГосДумой.

4) организовать широкое обсуждение проблем ВТО в рамках референдума! После вступления России в ВТО мы не сможем остановить разорение целых секторов, рост безработицы, разрушение социального государства, рост тарифов на транспорт и ЖКХ и приватизацию медицины и образования!

 

_________________________________________________________________________________

1. http://www.wto.org/english/docs_e/legaLe/26-gats.doc
2. Для России — http://wto-inform.ru/upload/documents/specific_commitments_rus.doc
3. Sinclair, Scott (2000): GATS. How the WTOs new “services” negotiations threaten democracy.Ottawa.
4. www.gatswatch.org
5. Palast, Greg (2003): Shame on You! Die Wahrheit über Macht und Korruption in westlichen Demokratien. München, стр. 188.
6. Palast, Greg (2003): Shame on You! München, стр. 188; о проверке национальных законов на «необходимость», в: WEED (2003): Die letzte Grenze. GATS: Die Dienstleistungsverhandlungen in der WTO. Berlin,www.weed-online.org, стр. 27-29; Felber, Christian: GATS, в: ATTAC (2004): Die geheimen Spielregeln des Welthandels. WTO-GATS-TRIPS-MAI.Wien, стр.67; Milborn, Corinna: Zehn Thesen, warum die WTO zur Umweltzerstörung beiträgt, в: ATTAC (2004): Die geheimen Spielregeln des Weithandels. Wien, стр.123.
7. Palast, Greg (2003): Shame on You! Die Wahrheit über Macht und Korruption in westlichen Demokratien. München, стр. 188.
8. Keet, Dot: The legal and lived realities of the WTOs GATS; WEED (2004): Offentliche Dienstleistungen unter Privatisierungsdruck. Berlin;SAPRIN/CASA (2002): The policy roots of economic crisis and poverty. A multi-country participatory assessment of structural adjustment.Washington;Reimon, Michel(2003): Schwarzbuch Privatisierung. Wasser, Schulen, Krankenhauser – Was opfern wir dem freienMarkt? Wien; “Failed experiments in the UK and the US” в:Palast, Greg (2003): Democracy and regulation. How the public can govern essential service. London; WEED (2003): GATS. Die Dienstleistungsverhandlungen in der WTO. Berlin; Felber; Starlitz: GATS. Das Dienstleistungsabkommen der WTO, в: ATTAC (2004): Die geheimen Spielregeln des Welthandels. WTO-GATS-TRIPS-MAI. Wien; Brunnengraber, Achim (2003): Globale offentliche Guter unter Privatisierungsdruck.Munster; Shiva, V. (2002): Corporate hijack of water. How World Bank, IMF and GATS-WTO rules are forcing water privatization. New Delhi; Citizen (2004): Will the World Bank back down? Water privatization in a climate off global protest; www.wto.org; www.gatswatch.org
9. Felber, Christian: GATS: Das Dienstleistungsabkommen der WTO, в: ATTAC (2004): Die geheimen Spielregeln des Welthandels. WTO-GATS-TRIPS-MAI.Wien, стр.69.
10. Felber, Christian: GATS, в: ATTAC (2004): Die geheimen Spielregeln des Welthandels. WTO-GATS-TRIPS-MAI.Wien, стр. 59.
11. Chossudovsky, Michel (2002):Global brutal. F.a.M, стр. 305.
12. Palast, Greg (2003): Shame on You! Die Wahrheit über Macht und Korruption in westlichen Demokratien. München, стр. 192-193.
13. Felber, Christian: GATS, в: ATTAC(2004): Die geheimen Spielregeln des Welthandels. Wien, стр. 99.
14. Remon, Michel; Felber, Christian (2003): Schwarzbuch Privatisierung; WEED www.weed-online.org
15. VII Международный экономический форум в Санкт-Петербурге, 18 июня 2003/Энн Кригер «Бедность и богатство в условиях глобализации», www.imf.org/external/country/rus/rr/rus/2003/pdf/061803r.pdf
16. WTO Secretariat, “Background note on health and social services” www.wto.org/wto/services/w65.htm; WTO, Environmental services www.wto.org/wto/services/w65.htm ; George, Susan (2002): WTO: Demokratie statt Drakula. fur ein gerechtes Welthandelssystem.Hamburg.
17. IMF Survey/Interview with John Odling-Smee (2003): Russia rebounds: will it last? www.imf.org/external/country/rus/rr/index.htm; World Bank/Policy Note: Reform of the russian natural gas sector, worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf/…/$FILE/Gas_PN_eng.pdf
18. World Bank: Russian Federation education reform project, http://www-wds.worldbank.org/external/default/main?pagePK=64193027&piPK=64187937&theSitePK=523679&menuPK=64187510&searchMenuPK=64187283&siteName=WDS&entityID=000310607_20070816115917

 

Автор: Александра Ждановская, магистр политологии Freie Universitat Berlin