Ради вступления в ВТО Москва готова забыть о Саакашвили

Российский президент озвучил условие восстановления дипотношений с Грузией

В канун трехлетней годовщины победы в августовской войне с Грузией и отражения югоосетинского блицкрига режима Саакашвили верховный главнокомандующий Российской Федерации не смог отказать себе в удовольствии снова обратиться к пожалуй, единственному свершению за все время своего пребывания на высшем посту, в котором можно обнаружить нечто героическое (видимо, очередное возвращение к патриотической теме призвано хотя бы отчасти нейтрализовать общее электорально невыгодное либеральное впечатление от своего правления).

При этом президент явно постарался не обидеть российскую либерально ориентированную и зарубежную телеаудиторию, пригласив к себе на телеаудиенцию такую известную либеральную «акулу пера и микрофона» как главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Чью «группу поддержки» на этот раз составили грузинские коллеги — Екатерина Котрикадзе (представляла тбилисский Первый информационный кавказский телеканал) и Софико Шеварднадзе (внучка первого президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, выступавшая в качестве эмиссара телеканала RT). Причем, еще до обнародования «грузинского интервью» Дмитрия Медведева указанными СМИ, наиболее яркие заявления главы РФ благодаря агентствам ИТАР-ТАСС и «Интерфакс», почти сразу стали достоянием широкой общественности.

Несмотря на то, что российский «гарант Конституции» демонстративно отдал дань устоявшемуся негативно-брутальному отношению к русофобу №1 на постсоветском пространстве, судя по характеру ответов президента напрашивается вывод, что его воззрения на перспективы российско-грузинских отношений при Саакашвили все же претерпевают определенную эволюцию. Как выясняется, стремление руководства РФ реализовать свою давнюю «голубую мечту» — «железной рукой» затащить нашу страну во «всемирный торговый рай» под названием ВТО — даже способно пересилить его отвращение к «нерукопожатному» агрессору.

«Шансы вступить до конца года в ВТО довольно высоки. Если грузинское руководство проявит мудрость, — это один из тех моментов, который мог бы стать если не поворотной точкой, то точкой соприкосновения, вокруг которой можно было бы начать восстановление сначала нормальных торгово-экономических отношений, а потом, глядишь, и дипломатических отношений»- заявил Дмитрий Медведев, по сути озвучив цену разморозки отношений с режимом Саакашвили. Несмотря на то, что еще совсем недавно он отрицал саму возможность вступления в диалог со вчерашним агрессором, который, судя по его многочисленным репликам, не только не раскаивается в содеянном, но и готов при первой возможности учинить очередной (отнюдь не дружественный) «акт геноцвале» над абхазским и югоосетинским народами.

«Я могу сказать нелестные слова в адрес Саакашвили, потому что мне он в отличие от моего французского коллеги кажется человеком, который не достоин уважения — тщательно подбирал выражения Дмитрий Медведев — Но я не могу обижать народ. Если грузинский народ будет голосовать за ту или иную команду, это будет выбор грузинского народа. Мы будем с этим считаться. Наверное, это будет не в лучшую сторону отражаться на наших отношениях», — заметил президент РФ. Из чего напрашивается вывод, что ради вступления в ВТО (в данном контексте это обозначается таким изящным эвфемизмом как нежелание «обижать грузинский народ») Москва в принципе даже готова смириться с пребыванием на посту главы грузинского государства практикующего русофоба.

Впрочем, для того, чтобы у российской аудитории не возникло подобное ощущение, президент сразу же вернулся в русло привычной наступательной риторики в отношении Михаила Саакашвили. В частности, Дмитрий Медведев назвал «чушью собачьей» (следует признать это достаточно меткая характеристика Саакашвили и его речей) версию президента Грузии о том, что Россия готовилась к войне в Южной Осетии (хотя если на то пошло, неготовность к отражению потенциальной вряд ли является тем, чем могли бы гордиться наши власти). А отвечая на вопрос о роли США в событиях трехлетней давности, глава РФ и вовсе проявил чудеса находчивости для того, чтобы вместе с грузинским народом ненароком не обидеть еще и американский. Президент выразил убеждение, что американцы не подталкивали Грузию к нападению на Южную Осетию. Но при этом посылы с их стороны способствовали созданию плана Саакашвили. Не посчитав нужным уточнить, в чем по его мнению состоит разница между «подталкиванием» к агрессии и созданием предпосылок («посылов») к ней.

На еще один риторический перл президента вдохновила внучка Эдуарда Шеварднадзе (в настоящее время журналистка Russia Today) спросившая «Почему вы не дошли до Тбилиси?». «Вы знаете, я считаю, что цель той операции по принуждению к миру, которая продолжалась пять дней, была выполнена. Целью этой операции не был захват Тбилиси или какого-то города. Нужно было просто остановить агрессию, которую развязал Саакашвили. Более того, я не судья и не палач, еще раз подчеркиваю, оценку Саакашвили и его судьбу должен определить народ при помощи голосования или другим способом»- так объяснил Дмитрий Медведев «широкий жест» российских властей в августе 2008 года, когда она упустили возможность «дожать» Саакашвили. «Он вообще должен быть признателен мне, что в какой-то момент я просто остановил войска. Если бы они вошли в Тбилиси, то, скорее всего, в настоящий момент в Грузии был бы другой президент», — «задним числом» живописал Дмитрий Медведев картину возможного, но так и не состоявшегося полного триумфа над Саакашвили. Что честно говоря, прозвучало достаточно неубедительно, поскольку несколько смахивает на классическое стремление «выдать нужду за добродетель».

Очевидно, что своим «чудесным спасением» опростоволосившийся грузинский агрессор обязан не столько милости «лидера демократического типа», руководствующегося некими абстрактными общегуманистическими побуждениями, сколько наличием влиятельных заступников на международной арене, которые, можно не сомневаться, не допустили бы столь нежелательного для себя сценария развития событий.

Очередную попытку, предпринятую российским руководством, убрать грузинский «камень преткновения» на пути России в ВТО в интервью KM.RU прокомментировал ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир Филатов:

— Следует иметь ввиду, что переговоры о вступлении нашей страны в ВТО продолжаются уже больше 17 лет. Естественно, что наше руководство хотело бы «дожать» этот вопрос, что называется из принципа. То есть это чисто политическая мотивация. Если же отказываться от вступления в ВТО по экономическим соображениям, нужно искать повод для обоснования собственного демарша по выходу из переговорного процесса. Судя по всему, пока наши власти предпочитают в сугубо имиджевых целях «дожимать» этот вопрос. Кроме того, они продолжают тешить себя надеждой, что это приведет к повышению инвестиционного рейтинга России. При том что на самом деле это мало что изменит. Но наше руководство видимо, боится делать резкие телодвижения и «хлопать дверьми» из опасений, что это приведет к уменьшению внешних инвестиций.

Но даже если мы вступим в ВТО ситуация в этом смысле вряд ли улучшится. Потому что есть достаточно внутренних причин, которые тормозят инвестиционную активность. Позиция США, которые то приветствуют (на декларативном уровне) наше вступление в ВТО, то отказываются надавить на Тбилиси, который продолжает вставлять нам палки в колеса, объясняется просто. Им выгодно держать Россию на «переговорном крючке» по ВТО. Благодаря этому они имеют дополнительный козырь для ведения с нами политического торга. А чисто экономически наши рынки и так практически полностью открыты для западного мира.

К тому же следует иметь ввиду, что у нас достаточно небольшой объем торговли с Америкой. Правда, Вашингтон пытается дожать Москву по свинине, курятине и ряду других сельхозпродуктов. Хотя нам понятное дело нужно развивать свое собственное сельское хозяйство, а не кормить американских фермеров. То же самое касается закупок авиатехники. Судя по всему импорт американских самолетов увеличивается под самыми разными соусами. А производство своих пассажирских самолетов не развивается. Кроме того, повторюсь, держать страну на крючке — это в американской политической традиции. Чтобы мы лишний раз просили и одалживались. Американцы не дожимают Грузию именно по этой причине. Не случайно, буквально на днях Конгресс США принял резолюцию, в которой наша страна по сути дела называется государством, «оккупирующим» территории Грузии.

Что касается пресловутых инвестиций, то наши проблемы в этой сфере по большей части связанны с внутренними причинами. Так что вступление в ВТО никак не повлияет на их разрешение. Не секрет, что наш бизнес любит в основном спекулировать, а не инвестировать. Это его «родовая травма», поэтому у нас весь инвестиционный процесс подавлен. К тому же, если вы сами вывозите капиталы, вместо того, чтобы вкладывать их в собственное производство, то тем более с какой стати этим будут заниматься иностранные инвесторы. Они вкладывают деньги в те страны, где это наиболее интересно.

Если же ставить во главу угла отраслевую диверсификацию и развитие новых производств с целью замещения импорта, то ВТО в этом плане только будет нам мешать. Давайте посмотрим, в какие отрасли интересно вкладываться иностранным инвесторам. Это та же разработка природных ресурсов или торговля в целях продвижения своих товаров на нашем рынке. Плюс пищевая промышленность, где большие обороты. Так она уже в значительной степени контролируется зарубежными компаниями. Наивно думать, что иностранцы будут диверсифицировать за нас экономику или развивать обрабатывающую промышленность- машиностроение или приборостроение. Это ведь привело бы к значительному импортозамещению, что зарубежному капиталу просто не выгодно. Нам по идее наоборот, нужно закрывать рынок и начинать диктовать свои условия на нем. Как это делали в свое время китайцы, которые предлагали проход на свой рынок только через инвестиции и передачу технологий.

Источник: km.ru