Москва создает ВТО для постсоветского пространства

В четверг в Минске подпишут соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ.

В ближайший четверг в столице Белоруссии состоится событие, значение которого для реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве вполне можно сопоставить с недавно образованным Таможенным союзом. Не случайно ряд экспертов уже окрестили готовящееся решение не иначе как «созданием ВТО для СНГ». Речь идет о появлении зоны свободной торговли, которая призвана устранить таможенные барьеры, а также квоты во взаимной торговле между соседями по СНГ. Что, в свою очередь, станет важным стимулом для резкого увеличения общего товарооборота, а, следовательно, и взаимозависимости государств – участников постсоветского межгосударственного объединения.

Не секрет, что до сих пор Содружество было скорее бумажно-декларативной, нежели реально действующей интеграционной структурой. Вот почему, несмотря на то, что зона свободной торговли на территории отправившихся в 1991 году в «свободный полет» бывших советских республик формально была создана еще в начале 1990-х, объем пошлин и квот в межгосударственной торговле де-факто регулировался множеством двусторонних соглашений. Как сообщил изданию «Ведомости» директор экономического департамента Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко, эти документы предусматривают многочисленные изъятия, зачастую противоречат друг другу и в целом морально устарели.

Впрочем, если верить заявлениям чиновников, непосредственным мотивом, побудившим постсоветские элиты озаботиться унификацией и дальнейшей интеграцией постсоветского экономического пространства, стало не столько (как можно было бы предположить) стремление расширить рынок сбыта продукции для национальных производителей (дав, таким образом, импульс своим экономикам для совершения рывка), а уже ставшее притчей во языцех стремление реализовать неолиберальную идею-фикс о вступлении в ВТО. Как не без видимого удовлетворения констатировал Андрей Кушниренко, «новое соглашение полностью учитывает нормы ВТО». Таким образом, можно предположить, что подписанты соглашения о создании ЗСТ держат в уме то, что этот шаг может приблизить их к осуществлению заветной цели.

Ну что ж, похоже, это – тот самый случай, когда, как говорится, не было бы счастья (снятия внутренних таможенных барьеров на постсоветском пространстве), да несчастье помогло (готовящееся вступление России во всемирный торговый клуб, что, по прогнозам экспертов, не сулит российским производителям ничего хорошего). Впрочем, нельзя не учитывать перманентный характер процесса вступления РФ в ВТО и все новые требования, которые выдвигаются к Москве со стороны обладателей членского билета в этой организации. Можно вспомнить о последнем демарше властей ЕС, потребовавших от России отказаться от льготного режима промышленной сборки автомобилей, или и о вовсе невыполнимом условии, которое выкатило Москве ментально инфицированное вирусом русофобии грузинское руководство, продолжая настаивать на нашем отказе от поддержки Абхазии и Южной Осетии.

Кстати, что касается Михаила Саакашвили, то не исключено, что, узнав о создании зоны свободной торговли в СНГ, этот господин уже нервно дожевывает свой второй галстук. Поскольку именно благодаря его, как всегда, исключительно «мудрому и просчитанному» решению о выходе Грузии СНГ грузинскому сельхозпроизводителю теперь ничего не остается, кроме как заливать горе невостребованным вином (или «Боржоми», кому как больше нравится) в ситуации, когда местная продукция оказывается фактически отрезанной от создаваемой зоны свободной торговли. Пожалуй, это – второй фатальный (после скандальной военной авантюры трехлетней давности, которая стоила Грузии окончательной утраты территориальной целостности) административно-политический «перл» Михаила Саакашвили, благодаря которому он теперь уже капитально вляпался в историю.

Возвращаясь к подготовленному сторонами проекту о создании ЗСТ, следует заметить, что оно предполагает определенный переходный период, в течение которого будут сохраняться пошлины на спирт, водку и сахар. При этом, уточним, все вышесказанное относится лишь к импортным пошлинам: отмена экспортных пошлин будет обсуждаться дополнительно, хотя подписавшие договор и обязуются отказаться от них в перспективе, или по крайней мере снизить. Таким образом, создание ЗСТ не нанесет ущерба российской торговле энергоносителями в СНГ. Причем, как уверяют эксперты в энергосфере, даже полный отказ в перспективе от экспортных пошлин на нефть и газ (что соответствовало бы духу заключенного соглашения) не представляет опасности для российского бюджета, поскольку выпадающие доходы вполне можно будет компенсировать за счет соответствующего повышения налога на добычу полезных ископаемых.

Создание зоны свободной торговли в СНГ в интервью KM.RU прокомментировал эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:

– Безусловно, значение этого события трудно переоценить. Интеграционным ядром в процессе создания зоны свободной торговли являются Россия, Белоруссия и Казахстан, которые в рамках Таможенного союза фактически уже отменили таможенные барьеры между собой. Причем это – открытый союз, к которому также могут присоединиться и другие партнеры по СНГ. В свою очередь, режим зоны свободной торговли, который будет распространяться на другие государства СНГ, накладывает меньше ограничений и является менее продвинутой стадией интеграции по сравнению с Таможенным союзом.

Однако фактически создание ЗСТ является предварительной ступенью к более масштабной форме интеграции. В дальнейшем она позволит странам СНГ более эффективно интегрироваться. По такой же схеме экономически объединялся ЕС, в котором есть страны, которые интегрируются между собой более активно (Германия, Франция), а другие участники делают это более медленно, но также, так или иначе, принимают участие в этом процессе. Речь идет о т. н. разноскоростной интеграции.

Такая схема (одновременное сосуществование Таможенного союза и ЗСТ) позволяет, с одной стороны, сохранить единство в принятии ключевых экономических решений (в ТС участвуют лишь три государства), а с другой – позволит создавать условия для экономической интеграции с другими членами СНГ, особенно с теми, которые активно работают на территории постсоветского пространства, или предприятия которых производят продукцию на основе кооперации в рамках СНГ. Например, та же Украина, как известно, производит детали для российского авиапрома, т. е. ее продукция пересекает межгосударственные границы. Соответственно, отмена импортных пошлин на эти детали в России существенно снизит экономические издержки и приведет к уменьшению себестоимости (а значит, и конкурентоспособности) конечной продукции.

Другое дело, что эти процессы должны сопровождаться введением жестких требований (о чем говорили представители РФ в Минске) по отношению к компаниям, которые участвуют в интеграции. Поскольку в противном случае (без принятия синхронизированных мер) это может привести к проблемам, подобным тем, которые возникли при создании Таможенного союза, когда таможенные пошлины в торговле между странами были отменены, а законодательство не синхронизировано. Это привело к возникновению офшоров: ряд российских компаний стали регистрироваться в Казахстане и Белоруссии, где уровень налогообложения ниже, а поскольку таможенных пошлин уже нет, то это становится определяющим фактором при принятии компаниями решения о том, где регистрироваться.

Таким образом, помимо устранения таможенных барьеров, зона свободной торговли должна эволюционировать в более высокую стадию интеграции. Иначе в рамках СНГ появятся постсоветские офшоры – территории, куда устремятся все инвесторы. Причем, скорее всего, Россия не станет такой территорией, поскольку в тех же Казахстане и Белоруссии налоговая нагрузка, как я уже сказал, существенно меньше. Однако создание единой административной системы позволит ликвидировать эти перекосы и дисбалансы.

Стоит отметить, что целый ряд российских несырьевых компаний активно работают на страны СНГ, который является для них основным рынком сбыта. Соответственно, они являются бенефициарами готовящегося решения: отмена пошлин приведет к росту прибыли этих структур. Речь идет о продукции транспортного машиностроения, нефте- и газохимии, удобрениях, а также о финансовом секторе. РФ активно осуществляет экспансию на рынок СНГ: интеграция создает хорошую базу для этого. А учитывая, что, в отличие от других стран СНГ, у российских компаний – более «длинные финансовые плечи» (т. е. они обладают бóльшим доступом к финансовым ресурсам), они получат преимущество.

При этом следует учитывать, что, заходя на другие рынки, мы в то же время открываем свои, причем в тех сферах, в которых мы серьезно конкурируем с нашими постсоветскими партнерами. Например, определенные проблемы могут возникнуть у нашего агропромышленного сектора. В принципе, они уже появились в результате интеграции с Белоруссией. Не секрет, что уровень субсидирования тех же сельхозпроизводителей в разных экономиках разный. За счет этого белорусская сельхозпродукция часто оказывается дешевле по сравнению с российской. Правда, в ситуации, когда зона свободной торговли создается по правилам ВТО, у нас будет возможность в случае выявления такого субсидирования принимать ответные контрмеры, вплоть до введения ограничений на поставку такого рода продукции.

Однако, как показывает практика ВТО, проводить антидемпинговые расследования и доказывать факты нарушений зачастую бывает достаточно сложно. К тому же в ВТО страны вступали на разных условиях. Например, уровень субсидирования промышленной продукции в Китае очень серьезно отличается от того уровня, который есть в Восточной Европе. И чтобы наши производители не получили в своей таможенной границе очень мощных конкурентов, этот вопрос необходимо оговаривать и выставлять в качестве требований к любому кандидату на участие в данном интеграционном процессе. Также определенные проблемы у нас могут возникнуть в связи с либерализацией торгового режима в части открытия нашего рынка для импорта труб из Украины, которые востребованы в условиях реализации нашими энергетическими компаниями целого ряда трубопроводных проектов.

Источник: KMnews