Вассерман: «Мы не можем рассчитывать на то, что ВТО нам поможет»

Стоило бы выйти из ВТО, воспользовавшись первым же удобным предлогом

То, что Всемирная торговая организация тем выгоднее для страны, чем выше было ее экономическое развитие до вхождения ее в эту организацию, никогда и ни для кого не было секретом. То, что страны, экономически малоразвитые до вхождения в ВТО, после этого вхождения вообще практически лишаются возможности развития, более-менее очевидно. Как показал немецкий экономист Даниэль Фридрих Лист еще в XIX веке, всякая новая отрасль для своего развития нуждается на какое-то время в защите от конкурентов. Он создал теорию протекционизма и системы защиты развивающихся отраслей от внешней конкуренции.

 

Те страны, которые предъявляют эти претензии нам, сами закрывают свою экономику

Только после достаточного развития отрасль может переходить к конкурированию на равных. Это очевидно любому мало-мальски экономисту. В период наиболее бурного развития Российской империи в конце XIX и начале XX вв. она была также защищена протекционистским таможенным тарифом. Этот тариф совместно разрабатывали великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев и великий экономист Сергей Юльевич Витте.

Идеально свободная экономика возможна только на неограниченном рынке. Если же рынок ограничен, а тем более если он сокращается, как это происходит сейчас, в период Второй великой депрессии, рецепты либералов и либертарианцев перестают работать. Поэтому если Великая депрессия не завершится в ближайшие несколько лет, то у нас нет ни малейших шансов развивать свою промышленность. Соответственно, мы не можем рассчитывать на то, что ВТО нам поможет. Мы начинали переговоры о вхождении в ВТО еще когда шло бурное развитие мирового рынка. Но обстановка изменилась, а наши переговорщики – нет. Теперь нам надо ждать одного из двух: либо скорейшего завершения депрессии, либо нашего выхода из ВТО. Лично я полагаю, что второе случится скорее.

Что касается тех претензий, которые нам предъявляют сейчас, то, насколько я могу судить, в нынешних обстоятельствах у России есть один надежный ответ. Те страны, которые предъявляют к нам эти претензии, сами закрывают свою экономику от конкурентов открыто и беззастенчиво. Надо указать им на это. Конечно, они не начнут стесняться своего поведения, но, по крайней мере, чисто технически им окажется менее удобно давить на нас. Сейчас у меня есть надежда, что некоторые из уступок, которые от нас требуют, не состоятся.

 

Стоило бы выйти из ВТО, воспользовавшись первым же удобным предлогом

Выход из ВТО теоретически требует возмещения убытков всем другим участникам соглашения, возникающим на почве этого выхода. Грубо говоря, если в нашем законодательстве будут сняты ограничения по доступу иностранцев к нашим месторождениям полезных ископаемых, то в случае выхода из ВТО мы должны будем возместить предполагаемые убытки всех коммерческих фирм из других государств, надеявшихся участвовать в разработке наших месторождений, т. е., по сути дела, выплатить им цену всех наших полезных ископаемых.

Это – несколько упрощенное изложение. Конечно, так много платить не придется, но в целом картина примерно такая. Поэтому чем глубже мы втянемся в ВТО, тем дороже нам обойдется цена. Но на нынешнем этапе мы, по идее, не понесем столь катастрофического ущерба, а сможем отделаться от ВТО сравнительно малой кровью. Поэтому я думаю, что России стоило бы выходить из ВТО, воспользовавшись первым же удобным предлогом. Нынешние претензии, возникшие у наших партнеров, кажутся мне как раз удобным предлогом. Это проще сделать в первые годы, пока еще действуют отсрочки, выговоренные нами на переходный период.

Источник: КМ