Присоединение России к ВТО? А что дальше?

ОЭСР как  очередной рубеж «интеграции России в мировое хозяйство»

В течение нескольких месяцев предвыборной президентской кампании все претенденты на пост Президента Российской Федерации тщательно обходили стороной вопрос, касающийся возможного присоединения страны к Всемирной торговой организации (ВТО). Слишком опасными и непредсказуемыми могли оказаться для кандидатов высказывания по этой  острой теме.

Но вот выборы прошли, В. Путин стал победителем в этой предвыборной гонке. Через месяц после подведения итогов выборов, как мы помним, В. Путин  (еще как премьер-министр страны) выступил перед Государственной Думой и впервые за долгие месяцы громко и ясно озвучил свою позицию по ВТО: членство в ВТО – благо для России и России надо завершить присоединение к этой организации. Депутатам была дана подсказка, как надо себя вести при ратификации протокола о присоединении России к ВТО (запланирована на июнь с.г.). Я уже высказал свое отношение по поводу этого заявления В. Путина (см. РНЛ: «Валентин Катасонов: «Выступление Путина меня расстроило». 17.04.2012). Но сейчас речь не о ратификации протокола по ВТО, а о том, что будет дальше (в случае ратификации).

Путин об этом сказал депутатам:  «Завершение переговорного процесса по ВТО создаёт условия для подключения России к ещё одной многосторонней структуре — ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Такую работу мы уже ведём. Вступление в ОЭСР будет означать присвоение глобального знака качества нашей экономике и в целом, и отдельным производителям».  Таков следующий этап реализации проекта под кодовым названием «Интеграция России в мировое хозяйство».

Довольно загадочные слова. Среднестатистический россиянин знаком с аббревиатурой ОЭСР еще меньше, чем с аббревиатурой ВТО или ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле – так раньше называлась ВТО). Напомню, что ОЭСР расшифровывается как Организация экономического сотрудничества и развития. Она была создана в 1948 году и предназначалась, согласно официальным документам, для координации проектов экономической реконструкции в Западной Европе в рамках известного плана Маршалла. Еще недавно в ОЭСР входили исключительно экономически развитые страны, составляющие «золотой миллиард». Россия в 1996 году постучалась в двери этого «золотого клуба», но ей было отказано в членстве.

За последние годы в ОЭСР произошли некоторые изменения: в ее ряды были приняты несколько стран, не входящих в «золотой миллиард»: Польша, Венгрия, Чехия, Мексика, Чили, Южная Корея, Израиль, Эстония. Число членов ОЭСР достигло 34  (против 26 еще несколько лет назад). Возобновились переговоры о вступлении в данную организацию Российской Федерации. Неужели государственные деятели «золотого миллиарда» решили расширить свои ряды, отказаться от своей исключительности, облагодетельствовать некоторых изгоев мирового капитализма? Полагаю, что в клуб «золотого миллиарда» новых членов перестали принимать еще в конце XIX – начале  XX вв. Тогда завершился территориальный и экономический раздел мира финансовым капиталом, определилось деление стран на метрополии и колонии.  Клуб остается исключительно закрытой организаций.  Кажется, эта простая истина дошла, наконец,  до тех, кто живет в странах Восточной Европы или прибалтийских государствах-лимитрофах и двадцать лет назад мечтал стать частью «мировой цивилизации». А вот некоторых старых обитателей клуба при необходимости могут и вытолкать (например, так поступили в свое время с Аргентиной, которая одно время входила в десятку самых богатых стран, а сейчас это может произойти с Грецией).

О «золотом миллиарде» и «предбанниках» международных организаций

 

Просто понятия «ОЭСР» и «золотой миллиард» перестали совпадать. В ОЭСР появился некий «предбанник», куда пускают изгоев, но поскольку они «нечистые», то в саму «баню» вход им строго воспрещен. Кстати, такими же «предбанниками» сегодня оборудованы и другие международные организации.

Например, Международный валютный фонд, куда нас прияли более двух десятков лет назад. Напомню, что  на «золотое ядро» стран-членов ОЭСР (26 стран) в Фонде приходится почти 60% капитала, а голосование там осуществляется «по капиталу» как во всяком акционерном обществе. А что Россия? Ее доля в капитале составляет всего 2,74%. Даже Саудовская Аравия имеет более высокую долю – 3,22%. Россия  исполняет роль статиста и объекта, а отнюдь не субъекта политики, проводимой Фондом.  Россия – типичный и полноправный член «предбанника» Международного валютного фонда.

То же самое можно сказать и о так называемой «Большой восьмерке» (G-8). Напомним, что этот клуб самых богатых государств Запада был учрежден в 1975 году на встрече в Рабуйе (Франция) лидерами шести стран: США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии. На следующий год к ним присоединилась Канада. Так появилась «Большая семерка». Россия долго обивала пороги этого клуба. Наконец, в 2004 г. было принято окончательное решение о преобразовании «Большой семерки» в «Большую восьмерку» с приглашением России занять почетное (единственное) место в «предбаннике» клуба на правах «шестерки».   Я не утрирую, поскольку для решения самых важных решений «семерка» по-прежнему собирается без России. Например, некоторые встречи глав центральных банков и министров финансов в рамках G-8 проводятся  без участия России.  Предварительная подготовка вопросов для заседаний G-8 происходит в рамках Бильдербергского клуба, Трехсторонней комиссии, других мондиалистских организаций, куда России вход запрещен.

ВТО  не представляет исключения с точки зрения деления организации на богатых, которым принадлежит «контрольный пакет акций», и всем остальных, которых держат  в «предбаннике». Последним дозволено лишь принимать к  исполнению решения богатых и  выражать по этому поводу свой восторг. Впрочем, на  тему «демократических принципов» организации работы ВТО уже имеется  немало публикаций, поэтому я не буду об этом распространяться.

ЕЭХ и «морковка» под названием ОЭСР

 

Но вернемся к ОЭСР. Зачем богатым потребовалось создавать «предбанник» для бедных и сирых? Если говорить коротко, то для того, чтобы лучше (более эффективно) управлять этими бедными и сирыми в своих интересах. Для того, чтобы на этих бедных и сирых отработать  новые технологии управления, которые потом можно тиражировать и распространять на весь остальной мир бедных и сирых.  Например, не секрет, что страны-члены ОЭСР проявляли и продолжают проявлять повышенный интерес к российским энергетическим ресурсам. Данная организация затратила немало сил, времени и денег для того, чтобы навязать России Европейскую энергетическую хартию (ЕЭХ), которая должны была обеспечить западным корпорациям полный контроль над нашими запасами энергоресурсов (нефть и природный газ). Фактически, указанная хартия предусматривала серьезное ограничение суверенных прав России в части, касающейся  природных ресурсов. У наших политиков и законодателей хватило благоразумия и силы воли противостоять давлению Запада. Нам даже намекали, что если мы подпишем и ратифицируем Хартию, то нас впустят (!) в ОЭСР. Россия отвергла эту «морковку»,  сегодня документ под названием «Европейская энергетическая хартия» окончательно похоронен. Но от самой идеи поставить наши природные ресурсы под полный контроль  ТНК Запад отказываться не собирается.  И вот опять на политической арене замаячили очертания той же самой виртуальной «морковки» под названием ОЭСР.

ВТО и иностранные инвестиции

 

Есть еще один зловещий сюжет, связанный с ОЭСР. Начнем издалека. ВТО в ее нынешнем виде помогает решать многие вопросы в интересах транснациональных корпораций и транснациональных банков. Многие, но не все.  Сфера ее компетенции: международная торговля товарами и услугами. За десятилетия своего существования она непрерывно расширяла эту сферу, распространяя свое влияние на финансовые услуги, объекты интеллектуальной собственности, коммуникации, экологию, социальные нормы и т.п. При этом появились  такие инструменты продвижения интересов ТНК на мировых рынках, как иски,  штрафы, суд ВТО (в то время, когда организация называлась ГАТТ, все это существовало лишь в зачаточном виде).

Отчасти ВТО стала регулировать не только торговлю, но также инвестиции. Естественно, это регулирование осуществляется в интересах ТНК и ТНБ. Но речь идет преимущественно о косвенном, а не прямом регулировании инвестиций.

Поясним это на следующем примере. Корпорация США желает приобрести активы предприятия по добыче и выплавке меди в стране Х. Ее устраивает низкая заработная плата в данной стране, низкие издержки на добычу медной руды, низкие налоги в местную казну. Да и сами активы американской корпорации обойдутся в копейки, поскольку местные власти довели предприятие до банкротства. Каким образом? Например, безудержной коррупцией. Или регулярно штрафуя предприятие за нарушение экологических стандартов. Впрочем, американского инвестора  как раз не устраивают жесткие экологические стандарты, которые требуют высоких капитальных затрат на реконструкцию предприятия и текущие расходы на борьбу с токсичными выбросами предприятия.  Но американский инвестор уже сегодня может   использовать механизмы ВТО для того, чтобы создать себе в стране Х «режим наибольшего благоприятствования».    Каков алгоритм действий со стороны американского инвестора?

  1. Корпорация покупает за копейки предприятие в стране Х.
  2. Корпорация с помощью своих лоббистов добивается, чтобы представитель США в ВТО поставил вопрос о снижении экологических требований в добыче и выплавке меди в стране Х.
  3. Представитель США в ВТО выдвигает требование о снижении экологических требований в стране Х как нарушающих «справедливую конкуренцию»; при отказе от добровольного выполнения этого требования США могут подать иск в суд ВТО и принудительно заставить страну Х ослабить экологические стандарты.
  4. Власти страны Х добровольно или принудительно снижают экологические стандарты, и американская корпорация получает «режим наибольшего благоприятствования».

У западных корпораций-инвесторов есть возможность  для создания «режима наибольшего благоприятствования» также через использование «правил игры» ВТО в части, касающейся «торговли финансовыми услугами».  Можно добиться полной отмены ограничений на вывоз  инвестиционных доходов из страны, на движение капитала через границу (туда и обратно), на участие иностранных инвесторов в капитале компаний и т.п.  Есть лишь одно неудобство: корпорации-инвестору надо каждый раз обращаться к своим властям, чтобы они защищали и продвигали интересы инвестора в другой стране. При нынешних «правилах игры»   корпорация-инвестор не может напрямую «бодаться» с иностранным государством.

Многостороннее соглашение об инвестициях, или прямая диктатура иностранного капитала

А корпорации хотели бы иметь возможность более прямого и эффективного решения своих вопросов, связанных с инвестициями и активами в других странах. Оказывается,  примерно 15 лет назад в ОЭСР уже предпринималась попытка введения прямой диктатуры ТНК и ТНБ за пределами стран своего происхождения.  Речь идет о проекте Многостороннего соглашения об инвестициях (МСИ). В указанном документе предусматривалось, что иностранные инвесторы не могут иметь каких-либо ограничений на куплю-продажу любых активов, включая землю, природные ресурсы, объекты социальной инфраструктуры, памятники культуры и истории, СМИ и т.п. Тем более, не должно принимающее государство вмешиваться в текущую деятельность иностранных инвесторов. Задача принимающего государства состоит в том, чтобы обеспечивать ТНК «максимально благоприятные условия» для производственной, торговой и финансовой деятельности. Всякие ограничений будут рассматриваться как нарушение государством своих обязательств перед иностранными инвесторами. Последние получают право прямого обращения в суд с жалобой на действия государства. Под ограничивающими «свободу» и «права» корпораций могут пониматься как решения законодательной власти (законы), так и любые решения органов исполнительной власти.

Основой для МСИ  послужило Соглашение о Североамериканской Зоне Свободной Торговли (NAFTA). Глава 11 NAFTA перечисляет права транснациональных инвесторов, кульминацией которых является «право» корпораций оспаривать законы, нормативные акты и существующую практику стран, подписавших соглашение, если они ограничивают возможность инвестора для извлечения максимальной прибыли. NAFTA ставит вне закона практически все регулирующие требования к иностранным инвесторам, предоставляя последним право требовать компенсацию за потенциальную потерю прибыли в будущем. В этом случае пострадавшая корпорация получает право подать иск в суд как жертва «мер, приравненных к экспроприации».

В соответствии с главой 11 NAFTA, ТНК (американские и канадские) стали забрасывать суды исками против властей США, Канады и Мексики, обвиняя их в экспроприации! Например, американская Этиловая корпорация выиграла дело против канадского правительства, на которое она подала в суд за его запрет на использование производимой корпорацией токсичной присадки к бензину MMT. Компания заявила, что не только запрет, но даже «сами юридические дебаты приводят к экспроприации доходов компании, так как публичная критика ММТ повредила ее репутации». Тремя годами позже канадская корпорация Methanex отыгралась, заявив, что запрет, введенный в Калифорнии на производимые корпорацией опасные химикаты «может быть приравнен к экспроприации». Почтовая служба UPS судилась с правительством Канады из-за того, что оно поддерживает государственную почтовую службу. Американская корпорация Crompton судилась с правительством Канады из-за свертывания производства линдана, (нейротоксина, запрещенного в США). Сегодня Вашингтон ведет активную деятельность по расширению круга участников Соглашения о Зоне Свободной Торговли, вовлекая в его действие как на Северную, так и Южную Америку. Со всеми сопутствующими правами ТНК и ТНБ.

Фактически проект МСИ (разрабатывавшийся Международной торговой палатой) содержал все необходимое и достаточное для того, чтобы установить прямую диктатуру ТНК и ТНБ в принимающей стране и превратить ее власти в послушного слугу иностранного капитала. Предполагалось, что сначала Многостороннее соглашение об инвестициях будет подписано странами-членами ОЭСР,  затем оно войдет в состав документов ВТО, а позднее его действие распространится на все страны-члены ВТО  (подробнее о МСИ можно прочитать в книге: Борис Ключников. ВТО – дорога в рабство. – М.: Алгоритм, 2005).

К счастью, в конце 1990-х гг. общественные организации США и Западной Европы узнали о тайных планах введения мировой диктатуры ТНК и ТНБ, проект МСИ раньше времени попал в СМИ (мировая олигархия не успела подготовить «общественное мнение»). В результате разразился большой скандал,  дальнейшее продвижение проекта МСИ в Организации экономического сотрудничества и развития было заблокировано.

Сегодня, в 2012 году  появились признаки того, что лоббисты ТНК и ТНБ, действуя через Международную торговую палату, Организацию промышленников и работодателей Европы (UNICE), другие наднациональные ассоциации  крупного бизнеса, бюрократический аппарат ОЭСР и ВТО вновь начинают реанимировать проект МСИ (под другими названиями) в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

Так  надо ли России стремиться туда, где ее могут лишить последних остатков национального суверенитета?

Автор: В.Ю. Катасонов, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, проф., д.э.н.