Еще один иск в Верховный суд Российской Федерации
23 апреля от уполномоченного представителя Региональной подгруппы Инициативной группы по проведению Референдума Орлова Владимира Петровича был подан очередной иск в Верховный суд Российской Федерации, но с другим обоснованием заключения ЦИК. Текст приведен ниже.
В Верховный суд Российской Федерации
Заявитель: Уполномоченный представитель региональной подгруппы Инициативной группы по проведению Референдума Российской Федерации от субъекта Российской Федерации — города Москвы: Орлов Владимир Петрович, Адрес: 123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д.8, кв.63;
Заинтересованное лицо: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Адрес: 109012, Москва, Большой Черкасский переулок, д. 9
ЗАЯВЛЕНИЕ
Об отмене Постановления
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
№ 118/917-6 от 13 апреля 2012 года
и утвержденного им Заключения
13 апреля 2012 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Постановлением № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года «О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?», предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации», постановила, что вопрос «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» не может быть вынесен на референдум Российской Федерации как не соответствующий требованиям частей 5 и 7 статьи 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (по тексту — Закон о референдуме).
Считаю, что Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года и утвержденное им Заключение незаконны и не обоснованны, поскольку нарушают положения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим основаниям:
I. Довод ЦИК РФ о том, что вопрос о присоединении России к ВТО отнесен к исключительной компетенции органа государственной власти, несостоятелен, и не соответствует ни букве, ни духа закона РФ поскольку:
В части 5 статьи 6 «Законе о референдуме» указано на то, что на референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федеральных органов власти, и это должно быть установлено в конституционных законах. Следовательно, вопросы, отнесенные просто к компетенции федеральных органов власти, могут выноситься на референдум. Это следует из статьи 6, пункт 4 Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»: » На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации…».
Согласно Статья 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся «принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением», и ни в одном из конституционных законов нет перечня «исключительных» компетенций, которые бы касались существа предложенного на референдум вопроса.
Таким образом, на референдум могут выноситься вопросы, связанные с принимаемыми в Российской Федерации федеральными законами, которые, согласно части 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации, отнесены к компетенции Государственной Думы, а принятие федеральных законов, в форме которых ратифицируется международный договор, не является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ компетенцией Госдумы, это — обычная ее компетенция.
Поэтому, поскольку согласно статье 14 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона, то вопрос о ратификации договора о присоединении России к ВТО может быть вынесен на референдум.
Представленная ЦИК мотивировка отказа связана с тем, что неправомерно расширительно трактуется понятие «исключительная компетенция».
Согласно принятому в юридической практике «исключительная компетенция — совокупность полномочий, находящихся в ведении только определенного государства, субъекта федерации, территории, органа государства или местного самоуправления. То есть полномочия осуществляются исключительно ими, никто другой не вправе этого делать». (Юридический словарь).
Поскольку Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», иные нормативные правовые акты не
содержат положений об отнесении того или иного вопроса к исключительной компетенции
какого-либо государственного органа, то предложенный вопрос о присоединении России к ВТО может быть вынесен на референдум.
Такой вывод так же следует из перечня вопросов, которые признаны соответствующими требованиям статьи 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в соответствии с Решением Верховного суда РФ от 2 июня 2005 г. № ГКПИ05-589, 628.
1) «Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации должны быть сохранены отсрочки от призыва на военную службу, действовавшие по состоянию на 1 января 2005 года?»
2) «Согласны ли Вы с тем, что не менее половины депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должны избираться персонально по одномандатным округам?»
II. Довод ЦИК РФ о том, что вопрос «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» не может быть вынесен на референдум, поскольку является сложносоставным и каждая его часть может восприниматься различно, незаконен и не обоснован по следующим основаниям:
1. Даже гипотетическая возможность восприятия различно каждой из частей предлагаемого на референдум вопроса не является основанием отказа о вынесении предлагаемого вопроса на референдум по основаниям п.5 ст. 6 «Закона о референдуме».
2. «Закон о референдуме» вообще не содержит норм отказа в случае, если выносимый на референдум вопрос является сложносоставным и каждая его часть может восприниматься различно.
3. В выносимом на референдум вопросе «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» даже гипотетически отсутствует возможность различного толкования. Если гражданин принципиально против вступления России в ВТО, он ответит «нет», если принципиально, при любых условиях поддерживает, то ответит – «да». Если гражданин поддерживает именно принятые условия присоединения, то он ответит «да», если он не поддерживает принятые условия – ответит «нет». Если сомневается, или не может оценить последствия от присоединения России к ВТО, то либо не придет на референдум, либо поступит так же, как и депутаты Государственной Думы, которые, не обладая соответствующим экономическим образованием и навыками скорочтения, должны за 2 месяца прочитать 1665 листов печатного текста и вникнуть 23150 условий и обязательств России для присоединения к ВТО, на что даже по самым скромным оценкам потребуется более 450 часов чистого времени.
Вместе с тем, несколько условий присоединения России к ВТО являются принципиальными, в частности, передача части суверенитета России международной организации, в которой Россия не обладает контрольными или блокирующими полномочиями.
Такие вопросы являются системными, касаются принципов организации власти в России, лишают народ суверенитета и возможности быть единственным источником власти (ст. 3 Конституции РФ), фактически изменяют Конституцию РФ и должны приниматься на референдуме
III. Довод ЦИК РФ о том, что формулировка вопроса «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» предполагает предварительное ознакомление участников референдума с указанным протоколом, что содержащиеся в нем «условия и обязательства различны по существу, что в свою очередь предполагает невозможность адекватного волеизъявления граждан в отношении содержания документа в целом…» вообще не основан на нормах «Закона о референдуме» и не может являться основанием для отказа в проведении референдума.
Однако еще раз укажу, что ряд условий присоединения России к ВТО являются системными, касаются принципов организации власти в России, лишают народ суверенитета и возможности быть единственным источником власти (ст. 3 Конституции РФ), т.е. фактически изменяют Конституцию РФ, и должны приниматься либо на референдуме, либо по процедуре изменения Конституции РФ.
IV. Довод ЦИК РФ о том, что формулировка вопроса «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?» предполагает предварительное ознакомление участников референдума с указанным протоколом, а указанный протокол не подписывался на русском языке, в следствие чего действительная воля народа может быть искажена также не основан на нормах «Закона о референдуме» и не может являться основанием для отказа в проведении референдума.
Таким образом, принимая во внимание необоснованность и незаконность Постановления ЦИК и утвержденного им Заключения, а также огромную общественную значимость Вопроса о присоединении России к ВТО, поскольку, по моему мнению, в случае такого присоединения Россия необоснованно потеряет часть суверенитета, а так же будут созданы невыгодные и не конкурентоспособные условия для отечественной промышленности, сельхозпроизводителя и многие отрасли народного хозяйства
ПРОШУ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отменить Постановление № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об утверждении заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу: «Поддерживаете ли вы присоединение России ко Всемирной торговой организации на условиях и обязательствах в соответствии с Протоколом, подписанным 16 декабря 2011 года?», предлагаемому для вынесения на референдум Российской Федерации, и утвержденное им Заключение.
В связи с отсутствием возможности самостоятельного получения оригинала Постановления № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (получен нами с печатью Центральной избирательной комиссии РФ, но без подписи ответственных лиц), прошу истребовать у Центральной избирательной комиссии РФ оригинал Постановления № 118/917-6 от 13 апреля 2012 года, а также утвержденное им Заключение.
Приложение:
1) Копия Постановления №118/917-6 от 13 апреля 2012 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (с печатью Центральной избирательной комиссии РФ, но без подписи ответственных лиц).
2) Копия Протокола собрания региональной подгруппы от 04.04.2012 года.
3) Копия Ходатайства о регистрации региональной подгруппы.
4) Копия настоящего Заявления для заинтересованного лица.
5) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Уполномоченный представитель Региональной подгруппы Инициативной группы по проведению Референдума Российской Федерации от субъекта Российской Федерации — города Москвы
Орлов Владимир Петрович