Вступление в ВТО грозит России массовой потерей рабочих мест

В 2005 перед министерской конференцией ВТО в Гонконге более 140 профсоюзов, международных федераций профсоюзов и движений во всем мире указали на то, что соглашения ВТО по торговле и инвестициям уже привели к массовой потере рабочих мест и призвали остановить переговоры Дохийского Раунда: «Остановите переговоры ВТО! Сохраните рабочие места!» заявили они. [1]

После этого Международная Конфедерация Профсоюзов (International Trade Union Confederation/ITUC) в своем исследовании показала, что миллионам рабочих в сферах промышленности и производства грозит потерять свое рабочее место, если соглашения «Дохийского Раунда» ВТО будут приняты.

Только в 9 развивающихся странах (Аргентине, Бразилии, Колумбии, Коста Рике, Индонезии, Мексике, Филиппинах, Тунисе и Уругвае) более 7,5 миллионов рабочих заняты в промышленных секторах, которые столкнулись с сокращением импортных таможенных тарифов (см.таблицу). К примеру, в Мексике работу могут потерять 3,6 миллиона рабочих, в Бразилии – 2,2 миллиона.

Анализ международной конфедерации профсоюзов ITUC основывается на так называемой «швейцарской формуле» («Swiss formula»), используемой в переговорах по доступу на рынки в несельскохозяйственных секторах (промышленность, услуги) с коэффициентом 30. 25 июля 2008 генеральный директор ВТО Паскаль Лами предложил, чтобы сокращения связанных ставок таможенных тарифов на товары промышленного производства в развивающихся странах основывались на «швейцарской формуле» либо с коэффициентом 25 с отсутствием маневренности (flexibility), либо 20 или 22 с ограниченной маневренностью. Это предложение подразумевает даже большее сокращение таможенных пошлин, чем при коэффициенте 30, и поэтому оно угрожает лишить работы еще большего числа рабочих в промышленном секторе, который столкнется с сокращением связанных и несвязанных тарифов. [2]

Число рабочих мест, которые будут потеряны в результате проведения соглашений Дохи было таким огромным, что перед провалом переговоров в 2008 федерации профсоюзов ЮАР, Бразилии, Аргентины, Мексики, Коста Рики, Филиппин и Индии выступили с заявлением о том, что переговоры ВТО об открытии секторов промышленности приведут к «огромной потере рабочих мест в развивающихся странах (..) и мы выражаем наше возмущение теми радикальными требованиями развитых стран, которые идут вразрез с целями нашего развития и мы настаиваем на том, чтобы наше правительство отклонило тот текст соглашения, который был предложен для переговоров».[3]

В пяти латиноамериканских странах – Аргентине, Бразилии, Колумбии, Мексике и Уругвае — Соглашения ВТО угрожают в первую очередь следующим секторам и занятым в них рабочим: производство тканей и одежды, кожи и обуви, автомобилей и мебели. Мексике, к примеру, грозит сокращение импортных тарифов на 54% в текстильном секторе, а также кожевенном и обувном, из-за чего под угрозой 1,2 миллиона рабочих мест. Еще 1,5 миллиона рабочих мест под угрозой из-за снижения пошлин в этих же секторах в Аргентине, Бразилии, Колумбии и Уругвае.

Исследование Европейской Комиссии (sustainability impact assessment) показало, что открытие рынков в рамках Дохийского раунда приведет к потере огромного числа рабочих мест в сельскохозяйственном, промышленном секторах и секторе услуг.

Для России и стран бывшего СНГ Европейская комиссия предсказывает упадок следующих секторов и потерю рабочих мест в них: производство электронного оборудования, промышленность (производственное оборудование), сахарное производство, текстильная отрасль, производство кожи и обуви. [4]

Подробное исследование влияния соглашений по свободной торговле на занятость и условия труда  — “ Trading away our jobs. How free trade threatens employment around the world.” — показывает, что либерализация торговли привела к деиндустриализации, росту безработицы и падению зарплат. Исследование опирается на данные МОТ ООН, Европейской комиссии, профсоюзов и научных исследований.

Таблица ниже показывает, в каких секторах в разных регионах мира дохийский раунд переговоров ВТО вызовет потерю рабочих мест. Причиной потери рабочих мест будет, очевидно, упадок производства в этих областях из-за снижения импортных пошлин.

Международная Конфедерация Труда (ITUC) заявила в июле 2008, что переговоры ВТО по открытию промышленного сектора в развивающихся странах «могут создать серьезные преграды для защиты своей промышленности, занятости и для проведения в будущем индустриализации, что полностью противоречит обещаниям ВТО сделать этот раунд переговоров «раундом развития». Дальнейшая либерализация заставит развивающиеся страны конкурировать за иностранных инвесторов, привлекая их низкими зарплатами и низкими экологическими законами. Требования ВТО противоречат интересам развивающихся стран: Им нужно развить свою и сохранить занятость». [5]

Примером того, что либерализация торговли привела к деиндустриализации, может служить Бразилия:[6] В течение 90-ых промышленный сектор сократился с 39% до 26% ВВП, а занятость упала на 7.3% в промышленности с интенсивным использованием труда и на 15.7% в отраслях промышленности с интенсивным использованием капитала. Важно, что наиболее сильные потери произошли в секторах с более высокой степенью переработки, которые способны создавать устойчивую и динамичную экономику. Например, большие потери занятости понесли автомобильная промышленность, производство грузовиков и автомобилей (23.5%), 30.3% в секторе промышленных машин и оборудования и массивное падение занятости  — 40.8% в сфере электроники

 

Выводы: Для России вхождение в ВТО будет означать деиндустриализацию и потерю рабочих мест в этих же областях, а также в сельском хозяйстве.

Зачем  разрушать работающие производства? Когда сторонники вступления в ВТО говорят об «эффективности», они совершенно не задают себе вопрос о том, что кроме «экономической эффективности» еще есть ценности как «социальная эффективность».

Совершенно «социально неэффективно» уничтожать собственное производство и увеличивать безработицу. Тем более, что сами развитые страны защищали свое производство и проводили протекционистскую политику, в чем теперь упрекают развивающиеся страны. Неужели мы и в правду думаем, что на место обанкротившихся предприятий к нам придут «иностранные инвесторы» создавать рабочие места? А не дешевле ли производить в Китае? Сколько рабочих мест будет «компенсировано»?


Давайте посмотрим на факты:

  • в развивающихся странах либерализация производственного сектора привела к потере рабочих мест, падению зарплат и ухудшению условий труда.
  • Число безработных в мире выросло со 141 миллионов в 1993 до 190 миллионов в 2007, а количество людей с непостоянной занятостью и без социального пакета с 1,338 миллиона в 1997 до 1,485 в 2007. [7]

Автор: Александра Ждановская, магистр политологии

________________________________________________________________________________

 

  1. http://www.globalexchange.org/resources/wto/jobs
  2. J Hilary, The Doha Deindustrialisation Agenda: Non-Agricultural Market Access Negotiations at theWTO, War on Want, London, 2005.
  3. Statement by trade unions at the WTO mini-ministerial, Geneva, 23 July 2008.
  4. WEED/WIDE/War on want (2009): Trading away our jobs. How free trade threatens employment around the world; C Kirkpatrick, C George and S Scrieciu, Sustainability Impact Assessment of Proposed WTO Negotiations: Final Global Overview Trade SIA of the Doha Development Agenda, IDPM, Manchester , 2006. http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_127300.pdf
  5. WTO Ministerial: Serious Jobs Impact In Developing Countries, http://www.scoop.co.nz/stories/WO0807/S00736.htm
  6. WEED/WIDE/War on want (2009): Trading away our jobs. How free trade threatens employment around the world. London, стр.12.
  7. Global Employment Trends: January 2009, ILO, Geneva, 2009.