Безопасность питания в ВТО: Понижающая гармонизация

По правилам ВТО национальное и местное законодательство должно быть “гармонизировано”, приведено в соответствие с международными нормами. И хотя предполагается, что эти международные нормы будут служить основой для национальных законодательств, любые местные законы, идущие дальше этих международных норм, объявляются барьерами, несправедливо препятствующими торговле. Поскольку разработка новых международных норм внутри ВТО определяется частным бизнесом, возникает неизбежная “понижающая гармонизация”.

Примером такой понижающей гармонизации является Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм (SPS) — набор правил и обязательств для реализации международных процедур санитарно-гигиенического контроля импортируемой продукции. Уже сам факт включения инспектирования продовольственного импорта и мер по обеспечению безопасности ввозимых продовольственных продуктов в соглашения ВТО означает, что они рассматриваются как потенциальные барьеры для продвижения интересов агробизнеса. Во введении упоминалось о том, что министр сельского хозяйства США выбрала процедуры санитарно-гигиенической инспекции и проверки безопасности продовольственных продуктов в качестве мишени, рассматривая их как барьеры для торговли. Соглашение SPS является инструментом как раз для устранения этих барьеров.

В частности, в октябре 1998 года ВТО вынесла решение в пользу США в их споре с Японией по поводу действующих в последней процедур санитарной инспекции и карантина для ввозимых в страну сельскохозяйственных продуктов, особенно фруктов. Было сделано заключение, что эти процедуры являлись нарушением Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм, несмотря на тот факт, что защита выращиваемых местными фермерами фруктовых культур от ввозимых извне болезней и вредных насекомых является важным вопросом, связанным с правами этих фермеров. Правительство США подало жалобу в ВТО и выиграло дело, действуя во имя интересов американского агробизнеса, стремящегося получить больший доступ на японский рынок. В результате, меры по проверке импортируемых продовольственных товаров были пересмотрены в сторону понижения существовавших санитарно-гигиенических норм и приведения их, таким образом, в соответствие с требованиями ВТО.

Эта понижающая “гармонизация” национальных санитарно-гигиенических норм и мер обеспечения безопасности импортируемых продуктов питания по условиям Соглашения SPS происходит систематически в период, когда кризисы безопасности продуктов питания становятся все более частым и масштабным явлением. Распространение коровьего губчатого энцефалита (“коровье бешенство”), учащение случаев заражения продуктов питания сальмонеллой, кишечной палочкой и токсическими веществами — вот лишь несколько примеров серьезных угроз жизни и здоровью, с которыми сталкиваются фермеры, работники сельского хозяйства и пищевой промышленности и потребители за последние годы. Эти кризисы подчеркивают острую потребность в более жестких и эффективных мерах санитарного контроля и обеспечения безопасности пищевой и сельскохозяйственной продукции. Необходимо устанавливать нормы безопасности на более высоком уровне и более жестко следить за их соблюдением. И в этой ситуации ВТО ведет нас в противоположном направлении, понижая нормы и объявляя жесткие санитарно-гигиенические меры незаконными. При этом ТНК во время этих кризисов ставили прибыль выше общественного здоровья, и поэтому  в  отсутствие государственного регулирования доверять им нельзя.

Международные нормы, лежащие в основе Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм, за соблюдением которого так рьяно следит ВТО, опираются на стандарты, разработанные Комиссией Codex Alimentarius, дочерней организацией FAO и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по разработке международных продовольственных стандартов, состоящей из представителей правительств и официальных советников из частного бизнеса. Комиссия Codex Alimentarius находится под сильным влиянием крупных продовольственных и агрохимических корпораций. Американские агропищевые ТНК принимают участие в заседаниях этой Комиссии и определяют позицию, которую занимают представители правительств. Транснациональная компания Monsanto, например, имеет в Codex Alimentarius огромное влияние. США выиграли в ВТО дело против запрета, введенного Европейским Союзом на импорт говядины, в производстве которой использовались гормоны, несмотря на обширную научную информацию, свидетельствующую о потенциально вредном воздействии на здоровье человека остаточных гормонов роста в говядине. Причиной такого исхода дела является то, что решение ВТО опирается на стандарты Codex Alimentarius, а фигурирующие в деле гормоны роста производятся компанией Monsanto. В результате прямого влияния ТНК на работу Комиссии Codex Alimentarius разрабатываемые стандарты весьма слабы и допускают использование вредных химикатов, запрещенных во многих странах. Например, Codex допускает остаточное содержание ДДТ в молоке, мясе и зерновых и разрешает использование ряда вредных для здоровья пестицидов, которые запрещены многими правительствами и классифицируются ВОЗ как крайне опасные. Новые международные стандарты ВТО по агрохимикатам — их планка ниже существующих стандартов многих стран — также основаны на стандартах Codex Alimentarius.

Эта проблема не ограничивается только безопасностью пищевых продуктов, она также касается и гигиены и безопасности труда рабочих, производящих эти продукты. Стандарты Codex Alimentarius в отношении безопасности продуктов питания снижают национальные стандарты, ограничивающие или запрещающие использование вредных химикатов. В этом смысле гармонизация не просто приводит национальные законодательства в соответствие с международными правилами торговли, она сводит на нет их значимость как инструмента оказания демократического давления на национальные правительства, надевая на них шоры конкретных обязательств и правил, предназначение которых — постоянно переделывать стандарты в угоду интересам частного бизнеса, прежде всего, ТНК.

(Отрывок из публикации IUF «ВТО и мировая продовольственная система», стр.17-19)