Сельское хозяйство в ВТО: Закрепление контроля корпораций

ВТО узаконивает поддержку транснациональных корпораций и предоставляет им все больший контроль над формированием продовольственной политики во всем мире. На данный момент 10 крупнейших агрохимических компаний контролируют около 80% мирового рынка, оцениваемого в 32 миллиарда американских долларов, а 80% мирового зерна распространяются всего двумя компаниями, Cargill и Archer Daniel Midland. Примерно 75% торговли бананами контролируются всего пятью корпорациями; три корпорации контролируют 83% торговли какао, еще три — 85% торговли чаем. Это лишь несколько примеров, иллюстрирующих размах корпоративной монополизации и контроля над мировой продовольственной системой.

По данным FAO, за последние 30 лет торговый дефицит развивающихся стран в торговле зерновыми вырос с 17 до 104 миллионов тонн. FAOвидит в этом опасную тенденцию, поскольку исторически и промышленно развитые, и развивающиеся страны достигали продовольственной безопасности посредством наращивания внутреннего производства продовольствия. Однако этот дефицит — не просто результат несправедливых правил, которые можно исправить с помощью временных мер, подобных Блоку Развития в ВТО. На самом деле, это результат осознанной стратегии агропищевых ТНК по расширению рынков сбыта для своей продукции в развивающихся странах и, посредством этого, усиления зависимости этих стран от импорта продовольствия. Это предполагает устранение местных конкурентов и получение контроля над этими растущими рынками. Перевод землепользования на нетрадиционные экспортные культуры создает парадоксальную ситуацию, при которой растет зависимость от ТНК в плане доступа на рынки, сбыта продукции и закупки всего необходимого для производства — включая семена, одновременно импортируется щедро субсидированная сельхозпродукция, заменяющая собой вытесненные традиционные культуры. С точки зрения агробизнеса, в этом и состоит “доступ к рынку”, узаконенный в Соглашении по сельскому хозяйству. Например, на Филиппинах программа правительства по стимулированию экспорта товарных культур взамен риса и кукурузы привела к конверсии 2,5 миллионов гектаров рисовых и 2,5 миллионов гектаров кукурузных полей под животноводство. Это было связано с поддержкой министерством сельского хозяйства США плана компании Cargill стать одним из основных экспортеров кукурузы на Филиппины, что превратило Филиппины в “регулярного импортера кукурузы”.

Вовсе не случайно проект предложения США по сельскому хозяйству (ставший позже проектом Соглашения по сельскому хозяйству) на Уругвайском раунде переговоров по Генеральному соглашению о тарифах и торговле, который дал толчок всей этой политике, был написан бывшим старшим вице- президентом компании Cargill.

В то же самое время экспортные субсидии, выплачивавшиеся американскому фермеру, выращивавшему кукурузу, в 100 раз превышали средний доход фермера, выращивавшего ту же кукурузу в Минданао. Именно благодаря этим субсидиям экспорт кукурузы из США понизил цены на кукурузу на филиппинском рынке более чем на 20%.

Этот сектор был переориентирован на животноводство и сейчас активно “открывается”. Получая огромные субсидии, американские производители свинины и мяса птицы получили больший доступ на рынок Филиппин, снизив рыночную долю местных производителей с 82 до 45 процентов по свинине и с 94 до 49 процентов по птице.

Решение, вынесенное ВТО в 1998 году в пользу США, возражавших против мер по регулированию импорта свинины и птицы на Филиппины, еще больше укрепило господство американского агробизнеса на этом рынке. Агропромышленные ТНК защищают свои интересы и с помощью механизма ВТО по урегулированию разногласий — системы, которая угрожает торговыми санкциями странам, устанавливающим “барьеры” против расширения контроля корпораций и увеличения их прибылей. Решение, принятое ВТО в сентябре 1997 года против схемы импорта бананов, предложенной Европейским Союзом для экспортеров из Африки, Тихоокеанского и Карибского бассейнов, показывает масштабы влияния ТНК. Жалоба против ЕС была подана Эквадором, Гватемалой, Гондурасом, Мексикой и США. Правительство Соединенных Штатов подало жалобу от имени американской ТНК Chiquita, хотя сами США не экспортируют ни единого банана.

(Отрывок из публикации IUF «ВТО и мировая продовольственная система», стр.16-17)