Почему молчат партии?
В последние дни на переговорах с ЕС и Грузией разрешились все спорные вопросы, препятствовавшие вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). На повестке дня стоит вопрос окончательного принятия решения по этому вопросу, что крайне неоднозначно воспринимается в российском обществе.
Связано это с тем, что вступление в ВТО по своей значимости и последствиям для экономики и социальной сферы страны имеет стратегическое значение, подобное решению о начале рыночных преобразований начала девяностых годов. При этом в отличие от прошлых лет Россия из-за наднационального характера правил ВТО теряет еще и существенную часть своего экономического суверенитета, позволяющего государству защищать отечественного производителя за счет проведения разумной протекционистской политики, а также устранять негативные последствия рыночной стихии и допущенные ошибки в проведении экономических реформ.
В качестве примера таких суверенных действий государства в интересах отечественной экономики и населения страны можно привести прошлогоднее эмбарго на экспорт зерна, позволившее устранить угрозу кратного повышения внутренних цен на хлеб в неурожайный год и возникновения серьезного социально-экономического кризиса.
И весьма характерен в этом отношении пример Украины недавнего члена ВТО, которая под угрозой санкций со стороны этой организации вынуждена была в мае этого года отменить аналогичное эмбарго. Также Украина хотела бы изменить и условия своего членства в ВТО, так как под давлением хлынувшего в страну импорта она начала терять свою автомобильную промышленность, где число занятых сократилось в два раза, а также понесла серьезные потери в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Однако сделать это будет практически невозможно из-за противодействия других государств – членов ВТО. Компенсационные же выплаты другим странам за выход Украины из этой организации уже сейчас оценивается в два миллиарда долларов.
Как сторонники, так и противники вступления России в ВТО признают наличие существенных потерь российской экономикой при введении в действие правил ВТО. Однако сторонники вступления уверяют, что в долгосрочной перспективе выигрыш от открытия зарубежных рынков значительно перевесит внутренние потери.
Противники же вступления в ВТО указывают на отсутствие для этого каких-либо объективных оснований, так как усиление открытости экономики лишь усилит негативное действие так называемой «голландской болезни», подрывавшей в течение почти двадцати лет промышленное производство в стране. Суть этой болезни заключается в том, что в условиях свободной международной торговли в соответствии с экономическими законами, открытыми еще великими классиками экономической науки Аламом Смитом и Дэвидом Рикардо, становится выгодной специализация стран на производстве продукции, у которой максимально соотношение между доходностью и издержками производства. При этом все остальные товары и услуги следует покупать в других странах. В результате экономическое развитие стран становится однобоким, ведущим к развитию одних отраслей за счет стагнации и деградации других.
Именно это и произошло в России, где развитие получили прежде всего отрасли и производства, связанные с добычей сырья и его первичным переделом — горнодобывающая, газовая, нефтяная и нефтехимическая промышленность, производство металлов, удобрений и древесины и др. Объясняется это явление наличием в составе цены сырья природной ренты, то есть созданного природой, а не трудом человека дополнительного дарового дохода,
В упадок же стали приходить высокотехнологичные производства, ведущие глубокий передел сырья — машиностроение, станкостроение, автомобильная промышленность, авиа и судостроение и др. То есть те отрасли и производства, которые определяют научно-технический потенциал страны, обеспечивают ее экономическую и военную безопасность, а также определяют высокую занятость и жизненный уровень населения.
Также противники вступления в ВТО в дополнение к сказанному указывают еще и на повышенные издержки производства на территории России из-за более холодного климата и существенно более длинных расстояний по сравнению с большинством стран мира, что ставит при снижении уровня таможенной защиты в неравные конкурентные условия отечественного производителя по сравнению с иностранным. А, как известно, конкуренция может не только стимулировать развитие, она может и убивать производство. Так только доля транспортных затрат в себестоимости нашей продукции по данным специалистов составляет 15-20% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой.
Неудивительно, что вступление в ВТО в силу указанных причин представляет существенную угрозу для многих производственных отраслей, но в первую очередь для сельского хозяйства, где ожидаются одни из самых больших экономических потерь.
Казалось бы, в связи с вышесказанным, тема вступления в ВТО, на сегодняшний день является важнейшей в общественно-политической жизни нашей страны, и она должна была бы стать стержнем всей избирательной компании в Госдуму.
Однако, ни в предвыборных программах ведущих партий, ни в выступлениях их лидеров и ведущих партийных деятелей практически не встретишь оценок и высказываний на эту тему, хотя имеется целый ряд вопросов, требующих ответа политиков своим избирателям.
Среди этих вопросов и такие:
— Допустимо ли вести экономические реформы и преобразования за счет ухудшения положения существенных слоев населения, и согласны ли россияне терпеть новые тяготы и лишения ради очередного светлого будущего?
— Будет ли обеспечена военная, экономическая и продовольственная безопасность страны в условиях ВТО?
— Не является ли вступление в ВТО стратегической ошибкой? И возможна ли при этом модернизация экономики? Ведь ВТО существенно ограничивает роль государства в экономике, хотя в рамках модернизации необходимо будет реконструировать и создавать заново тысячи предприятий, и без государственного вмешательства по содействию и управлению этим процессом никак не обойтись. Например, необходимо будет для обеспечения благоприятного инвестиционного климата с помощью экспортных квот и пошлин поддерживать на территории России режим низких цен на сырьевые товары и продукты их первичного передела (электроэнергия, металлы, моторное топливо, пластмассы и др.). Нужно будет также защищать вновь вводимые в строй предприятия от чрезмерной иностранной конкуренции, особенно на этапе их становления и многое другое. Надеется на то, что модернизация совершится сама собой с помощью только «невидимой руки рынка» и иностранных инвестиций явно не приходится, о чем наглядно свидетельствует весь предыдущий опыт рыночных преобразований.
Так почему же молчат партии по столь значимому для страны вопросу?
Ответов здесь может быть несколько. В частности, можно предположить, что некоторые партии представляют интересы тех немногочисленных кругов и слоев общества, которые выигрывают от вступления в ВТО, и они не заинтересованы в раскрытии всей правды о последствиях этого шага для всего остального населения.
Еще одно предположение заключается в том, что некоторые партии не имеют достаточного интеллектуального потенциала для того чтобы выработать собственную позицию по данному вопросу и успешно ее отстаивать. Но тогда возникает вопрос: способны ли они в этом случае участвовать в управлении государством?
Возможно и такое предположение, что отдельные партии пытаются разыгрывать политическую карту — чем хуже, тем лучше.
Но в любом случае при голосовании решение будет принимать избиратель, и он имеет право знать мнение по вопросу ВТО тех, за кого он голосует.
Автор: Геннадий Закиматов