Москва меняет суверенитет на ВТО

Россия и Грузия подписали сегодня в Женеве соглашение по присоединению нашей страны к Всемирной торговой организации (ВТО). Последнее препятствие на пути к ВТО, таким образом, было снято. Окончательное решение о присоединении России к всемирному торговому клубу ожидается на заседании т. н. рабочей группы ВТО, которое пройдет 10-11 ноября.  Но его исход уже фактически предрешен: все вопросы с этой группой согласованы. После этого документы поступят на министерскую конференцию ВТО, намеченную на 15-17 декабря. Ну а затем российскому парламенту останется только одобрить в течение полугода вхождение России в ВТО, и наша страна станет полноправным членом торгового клуба, к чему наши власти стремились с 1993 года.

А ведь еще совсем недавно некоторым наблюдателям казалось, что «грузинское препятствие» спасет Россию от открытия рынка перед торгово-экономической и финансовой экспансией Запада, который, собственно, и заправляет деятельностью ВТО. В конце апреля 2008 года Грузия (уже являющаяся членом ВТО) вышла из переговорного процесса по вступлению России в эту организацию, протестуя против распоряжения президента РФ о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. А после «пятидневной войны» августа 2008 года и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси вообще порвал дипломатические отношения с Москвой.

Казалось бы, «грузинское препятствие» станет непреодолимым: ведь для того, чтобы пустить Россию в ВТО (для принятия любой страны в организацию по сложившейся практике требуется согласие всех ее членов; в случае с кандидатурой России необходимо было «добро» Грузии), Тбилиси должен был признать утрату своего суверенитета над Абхазией и Южной Осетией. И поначалу с грузинской стороны раздавались именно такие заявления: типа, пусть Москва откажется от признания Абхазии и Южной Осетии, и тогда путь в ВТО будет ей открыт. Но на Грузию, во-первых, надавили: слишком уж лакомым является для ВТО (читай: для западных экспортеров) российский рынок. Да и казуистика была привлечена в помощь… В итоге при посредничестве Швейцарии была выработана «компромиссная» формула контроля потока товаров услуг (что является непременным условием ВТО) через российско-абхазскую и российско-югоосетинскую границы: теперь с российской стороны границы будут присутствовать представители некоей нейтральной компании, выбранной швейцарской стороной, которые и будут осуществлять мониторинг товаропотока, предоставляя данные грузинской стороне и направляя их в штаб-квартиру ВТО.

Вся эта хитрая схема была придумана для того, чтобы Грузия окончательно не лишалась притязаний на «свои» территории — «оккупированные Россией» Абхазию и Южную Осетию, а Россия, в свою очередь, не ставила бы под сомнение суверенитет этих республик, который сама же в 2008 году и признала.

Данная «хитроумная» схема, впрочем, все равно выглядит по крайней мере натянуто и искусственно. Ведь какие бы «нейтральные» наблюдатели ни появились на российской стороне границы с Абхазией и Южной Осетией, они все равно станут представителями интересов грузинской стороны. А это значит, что Москва волей-неволей ставит под сомнение признание в свое время Россией Абхазии и Южной Осетии.

Абхазия и Южная Осетия это, кстати, сразу уловили. Едва узнав о том, что Москва и Тбилиси принципиально договорились о вышеприведенной схеме, Сухум и Цхинвал тут же заявили, что не допустят никаких посторонних наблюдателей на свою границу с Россией, пусть даже их попросит даже об этом сама Москва. Суверенитет-то у Абхазии и Южной Осетии свой, а не «чужой», они за него (как, впрочем, и русские солдаты в 2008 году, о чем российские переговорщики по ВТО вообще не вспоминали) кровь свою проливали. Таким суверенитетом не торгуют. А вот российское руководство сочло возможным ради «щастья» быть членом ВТО пойти на такую сделку.

Между тем, это «щастье» грозит обернуться большим горем для подавляющего большинства отраслей российской экономики. Вступив в ВТО, российские власти будут поставлены перед жесткими требованиями этой организации – прежде всего в течение какого-то времени будут сняты все ограничительные барьеры на пути экспансии западных товаров и капиталов на российский рынок, результатом которой станет массовое банкротство российских производителей.

Но об этом отечественные лоббисты членства России в ВТО предпочитают сейчас помалкивать, неустанно заверяя, что Россия, дескать, только выиграет от вхождения в мировой торговый клуб. На фоне этих персонажей – главного переговорщика по ВТО с российской стороны Максима Медведкова, помощника президента РФ Аркадия Дворковича и прочих, включая нынешнего главу российского государства – гораздо более честно выглядят даже некоторые ведущие персоны Запада. Так, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, побывавшая на днях в Москве, прямо заявила: «Есть очевидные преимущества, но я не уверена, что для России они значительны, т. к. вы экспортируете значительное количество сырьевых товаров, а ввозите готовые».

К чему же тогда так ломиться в дверь ВТО, при этом ставя под сомнение статус-кво на Кавказе, завоеванный кровью наших солдат в 2008 году?

Источник: КМ