Автопром принесут в жертву ВТО

Несмотря на отчетливые признаки надвигающейся второй волны глобальной рецессии, которые у здравомыслящих и по-настоящему национально ориентированных элит способствуют проявлению здоровых протекционистских рефлексов, российские власти продолжают рваться в «горящий дом» под названием «Всемирная торговая организация». Причем за это сомнительное удовольствие они, как выясняется, готовы еще и доплатить за российский (т. е., по большому счету, за наш с вами) счет.

Несмотря на то, что переговорный процесс о вступлении в ВТО по правилам этой организации является тайной за семью печатями (что уже вызывает законные подозрения по поводу истинных бенефициаров этого шага), судя по отдельным сообщениям в российских СМИ, сдача наших позиций по-прежнему проходит весьма весело и задорно. На этот раз на алтарь фетишистского культа фритрейдерства брошены российские производители автокомпонентов, или, проще говоря, запчастей для «четырехколесных друзей» автовладельцев.

Правда, данное промышленное жертвоприношение имеет отложенный характер, поскольку российским переговорщикам удалось (или им позволили?) сохранить лицо, продлив действующий режим промсборки автомобилей в России до 2020 года, после чего противникам отверточной сборки иномарок в России (а также российскому бюджету, который недосчитается налогов с производства комплектующих) можно будет не беспокоиться. Как признал в интервью «Коммерсанту» глава российской делегации на переговорах с ВТО Максим Медведков, новых «квот» по объему промсборки не будет. Т. е. по завершении переходного периода автосборка в нашей стране будет полностью соответствовать нормам ВТО.

Напомним, что вступивший в действие с этого года протекционистский режим сборки иномарок в России обязывает производителей выпускать не менее 300 000 единиц техники в год при уровне локализации производства не менее 60%, притом, что квота по льготным пошлинам на импорт комплектующих составляет 5% (ее также продлили до 2020 года). Несмотря на такие достаточно жесткие требования, на новые условия, что являлось своего рода платой за вход на российский рынок, подписались пять крупнейших консорциумов автопроизводителей (в их числе – «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan – Daimler – «КамАЗ», «Ford-Соллерс» и Volkswagen), а также около 200 автокомпонентных компаний.

Несмотря на принципиальное согласие «привести в соответствие» режим промсборки с либерально-драконовскими правилами ВТО к 2020 году, Брюссель также сумел выбить себе отступные в качестве компенсации за 8 «потерянных» для европейских производителей автокомпонентов лет. Правда, они начнут взиматься (в виде расширения льготной тарифной квоты на импорт комплектующих), только если введенный Россией новый режим промсборки приведет к снижению экспорта автокомпонентов из Европы. Что, в свою очередь, вполне вероятно, особенно в случае прогнозируемого спада продаж автомобилей в РФ. «Это минимизирует негативное влияние на рабочие места в ЕС», – с явным удовлетворением отмечается в заявлении Еврокомиссии.

Таким образом, последним бастионом на пути вступления России во всемирный торговый клуб, на входе в который «бедных родственников» почему-то принято обирать до нитки, остается твердолобая позиция грузинского руководства. Тбилиси по-прежнему настаивает на том, чтобы Россия задним числом переиграла свое решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, хотя бы на чисто символическом уровне. Речь идет о допуске грузинских таможенников на российско-абхазскую и российско-югоосетинскую границу, которую режим Саакашвили по старой памяти продолжает считать российско-грузинским пограничным Рубиконом.

Несмотря на то, что это чисто политическое решение абсолютно уже не лезет ни в какие «переговорные ворота» о вступлении в организацию сугубо экономического порядка, российские власти умудрились дать слабину и в этом вопросе. Как стало известно, российские власти ради претворения в жизнь своей безумной мечты отправить Россию «на три буквы» уже согласились на создание электронной системы слежения за передвижением товаров на абхазском и южноосетинском участках границы, которая позволит грузинским наблюдателям контролировать перемещение грузов (в т. ч. военных) по обе стороны границы. Однако Тбилиси, почувствовав вкус к российским уступкам, явно не желает довольствоваться малым, настаивая на том, чтобы грузинские электронные «миссионеры» на абхазско-российской и югоосетино-российской границах имели полноценный статус сотрудников грузинской таможни, которая наверняка тоже «берет добро».

Очередную порцию уступок со стороны Москвы в рамках переговорного процесса о вступлении России в ВТО в интервью KM.RU прокомментировал ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир Филатов:

– По большому счету, идея вступления России в ВТО остается идеей фикс наших правящих кругов. Естественно, что, пользуясь данным обстоятельством, Москву будут все время «отжимать» на этом деле. Причем этот процесс продолжается уже больше 17 лет.

От России постоянно требуют каких-то уступок. Действующий сегодня режим промсборки импортных автомобилей на территории РФ соответствует интересам развития нашей экономики. А то, что это невыгодно Западу и каким-то образом напрягает Еврокомиссию, нас волновать не должно. Тем более что это – даже не конкретные западные фирмы-производители, которые согласились на наши условия для вхождения на российский рынок, а политический орган ЕС.

Очевидно, что производство автокомпонентов может развиваться лишь в том случае, если на территории РФ будут большие объемы сборки готовой продукции. Не случайно установленные Москвой правила игры предполагают, что иностранные компании должны вывести в течение нескольких лет производительность на уровень до 300 000 автомобилей в год. Только в таком случае производство автокомпонентов в РФ будет выгодно. Если мы от этого отказываемся, то данный факт лишний раз демонстрирует реальные приоритеты наших властей. Получается, что для них важнее поставить формальную галочку и объявить, что теперь мы в ВТО – «как все», а не развивать собственное производство.

Что касается Грузии, то грузинское руководство выдвигает, по сути, политические условия в чистом виде. Де-факто Тбилиси хочет восстановить старую таможенную границу с РФ, которая существовала до признания независимости Абхазии и Южной Осетии с нашей стороны, чтобы не мытьем, так катанием Россия отказалась от этого шага или, по крайней мере, начала сдвигаться в сторону отказа признания этих государств. Я думаю, на это мы не пойдем, а значит, вопрос о вступлении в ВТО будет из-за Грузии находиться в подвешенном состоянии. Спрашивается, зачем тогда спешить сейчас сдавать свои позиции по сельскому хозяйству и производству автокомпонентов? Хотя очевидно, что от грузинского руководства мало что зависит: через Тбилиси мы общаемся с Вашингтоном (получается такой грузинский переводчик с английского на русский).

Поймав нас на крючок ВТО, американцы выбивают одну уступку за другой. В их понимании «перезагрузка» означает такое состояние российско-американских отношений, когда Москва в одностороннем порядке сдает все свои позиции одну за другой, в то время как со стороны американских политиков мы видим лишь пустые декларации, улыбки и похлопывания по плечу. В условиях продолжающейся рецессии ВТО окончательно превращается в анахронизм. Мейнстримом сейчас является не открытие национальных рынков, а их закрытие в борьбе за место под солнцем при падающем спросе.

При этом всего несколько дней назад президент (или премьер; честно говоря, после серии рокировок и перемены мест их уже можно запросто спутать) повторил старый тезис о том, что если мы не вступим в ВТО, то ничего страшного не произойдет. Но это все – слова. На деле же мы наблюдаем противоположную картину: «задрав штаны» и сломя голову, мы несемся в ВТО, по сути, сдавая все, что только можно. Если мы отказываемся от прежних условий промсборки автомобилей в России, то производство автокомпонентов в нашей стране зависает.

Условия ведения переговоров о присоединении к ВТО таковы, что этот вопрос является закрытым от широкой общественности, причем это касается не только России. Судя по всему, это – осознанный ход, чтобы местные элиты, которые делают неоправданные уступки в рамках этого процесса, не слишком расстраивали свои национальные сообщества. В противном случае вступление в ВТО вызвало бы бурю эмоций в целом ряде стран. На самом деле за всеми этими уступками скрывается отсутствие у элит представления о перспективах развития страны. Слов-то на эту тему говорится много, но с точки зрения реального развития отраслей практически ничего не происходит. Когда нет национального плана, то вам начинают навязывать разные сомнительные схемы.

Если уж мы так рвемся участвовать в мировой торговле в режиме без ограничений, нам нужно выходить на рынки не с пустыми руками. Для начала имело бы смысл восстановить внутренний рынок, восстановить интеграционные связи на постсоветском пространстве, создать производственную базу и лишь потом идти на покорение глобальной торговой вершины. То, что мы сегодня продаем на ура, – нефть и газ, – правилами ВТО вообще не регулируется. А остальное мы не продаем. Спрашивается, что мы хотим получить от данной организации? Ну, может быть, металлурги или леспром что-то еще выиграют. Опять же, не самые высокотехнологичные отрасли с высокой добавочной стоимостью. Причем как только дело коснется продажи готовых труб, снова начнется эпопея: в ВТО тоже действует система квотирования на данную продукцию. В общем, на наш рынок западные компании обязательно зайдут, а вот сможем ли мы сделать это даже в тех секторах, где являемся вполне конкурентоспособными, – большой вопрос. Запад и в рамках ВТО найдет возможность выкатить нам очередные условия.

Конечно, в этом году Россия в ВТО никак не вступит. Не так давно на Западе опять вышел доклад, в котором наша страна обвиняется в том, что она – в числе лидеров по закрытию рынков, хотя, на мой взгляд, более открытого рынка, чем наш, трудно найти. Но нет, нас опять обвиняют в принятии протекционистских мер. Понятно, что все это – элемент информационной войны со стороны наших зарубежных «добропыхателей». На самом деле мы бы только ускорили свое вступление в ВТО, если бы хлопнули дверью и сказали: все, ребята, нам надоело, мы прекращаем вести с вами переговоры. Запад понимает только ультимативный тон. Тогда и условия нашего вступления были бы совершенно иными – гораздо более мягкими и преференциальными. А чем больше делаешь уступок, тем больший аппетит это разжигает у наших западных контрагентов. Протянешь палец – жди, что отхватят всю руку.

Источник: KM