Пример Украины – наука для России

Последствия вступления «незалежной» в ВТО ясно показывают, что и нас ничего хорошего там не ждет.

В ВТО Украина смогла попасть вперед России, еще в мае 2008 года, и сегодня очевидно, что за это ей надо сказать «спасибо», ибо она теперь является наглядным примером того, что может произойти с нами, если мы будем приняты в эту славную организацию. Правда, в значительной степени наша южная соседка виновата сама, поскольку вступала в спешке и не особенно выторговывала для себя выгодные условия. Наверное, хотелось утереть нос «клятым москалям» и оказаться в ВТО первой. Да и шумиха с «голодомором» сильно отвлекала: «оранжевые» власти жили надуманным прошлым вместо того, чтобы заботиться о будущем.

Сейчас, по истечении трех с лишним лет, можно посчитать, что ВТО дала Украине, а правильнее будет сказать – что она у нее взяла. Как и следовало ожидать, Украина получила от ВТО несравнимо меньше, чем ВТО от Украины. Десятки тысяч человек стали безработными, десятки заводов остановились. Больше всех проиграли технологичные отрасли.

А начиналось все хорошо. Украина добилась снижения пошлин на поставку своих товаров и уже радостно потирала руки в ожидании будущих барышей. Шутка ли: в 150 стран – членов ВТО стало возможным поставлять свою продукцию! «Да теперь мы… да мы теперь… ух!» – говорили чиновники. Но засада таилась в том, что за это ей пришлось пустить те же 150 стран на свой рынок, снизив или даже обнулив таможенные пошлины. Итог оказался плачевным: за три года отрицательное сальдо торгового баланса впервые в истории выросло более чем в два раза, до около 11 млрд гривен, пишет газета «Взгляд».

«Вступление Украины в ВТО происходило при отсутствии стратегии развития реального сектора экономики. Поэтому говорить о том, что условия вступления в ВТО были эффективными для страны, никак нельзя», – рассказал председатель совета директоров Индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд.

«Безусловно, нужно становиться мировым игроком, движение в сторону ВТО было правильным. Но мы считаем, что более 3,5 лет назад Украина могла бы отстоять более достойные условия доступа на внешние рынки своих национальных товаров и защитить отечественный бизнес. В этом Украина и украинский производитель проиграли», – говорит глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.

Спешка при вступлении в ВТО обернулась потерями. Украина вступила в ВТО на не очень выгодных условиях по политическим соображениям, из-за поспешности, с которой принималось решение, и низкого профессионального уровня экспертов и чиновников, которые участвовали в этом процессе, говорит Гиршфельд.

«Но самое важное – полностью отсутствовал экономический прагматизм, с которым подобные решения принимаются в других странах, где ВТО стала безусловным инструментом лоббизма высокотехнологичных отраслей, ставших основой экономического развития этих стран», – считает он.

Отчасти в потерях Украины виноват и мировой финансовый кризис, разразившийся вскоре после ее вступления в ВТО. Но только отчасти. Вступление в ВТО и открытие границ стало одной из причин, по которым в 2009 году ВВП Украины уменьшился на 15%. Для сравнения: экономика Европы за это же время просела всего на 3-4%.

«Прошедшие три года были тяжелым испытанием для украинской промышленности. За этот период отрицательное сальдо торгового баланса впервые в истории Украины выросло более чем в два раза и составило около 11 млрд гривен. И подавляющую часть здесь составляет высокотехнологичная продукция импортного производства. При этом уровень конкурентоспособности товаров украинского производства снизился на несколько пунктов и сегодня находится на критическом уровне», – говорит г-н Гиршфельд

Украинские товары с их низкой конкурентоспособностью в Европу не попали, а остались дома и принялись уныло встречать гостей из зарубежья, уступая им свое место на рынке.

За три года многие украинские предприятия понесли значительные убытки, снизили объемы производства или просто закрылись, десятки тысяч человек потеряли работу. Особенно пострадали отрасли, которые выпускают не сырье, а готовый товар, т. н. продукцию с высокой добавочной стоимостью.

Все надежды сейчас возлагаются на «работу над ошибками. Согласно правилам ВТО, страны могут пересмотреть условия членства в организации раз в три года. Премьер-министр Украины Николай Азаров на этот раз обещает выслушать мнение бизнеса и учесть его пожелания, чего в 2008 году сделано не было.

Бизнес принялся готовить челобитную властям в виде анализа потерь от членства в ВТО. Федерация работодателей Украины проводит анализ различных отраслей промышленности страны, чтобы понять, как на них повлияло вступление страны в ВТО. Глава Федерации Дмитрий Олейник рассказал о первых итогах анализа, которые уже показали удручающую картину.

За три года сильно пострадало автомобилестроение страны. Если на момент вступления в ВТО на импортные машины действовала ввозная пошлина в размере 25%, то после 2008 года она была снижена до 10%. «Это – очень низкая ставка с точки зрения конкуренции. Мы открыли свой внутренний рынок и дали возможность импортерам ввозить на Украину автомобили по низкой пошлине, – указывает г-н Олейник. – Для сравнения: в России средневзвешенная пошлина на автомобили – на уровне 30%, некоторые страны – члены ВТО до сих пор имеют 50% и выше».

Открытие рынка привело к тому, что за три года производство автомобилей на Украине снизилось в 6 раз, из 36 000 человек, работавших в отрасли на момент вступления страны в ВТО, осталось всего 18 000 человек.

Прежде пошлины в 25% защищали автопроизводство, благодаря чему на Украине были созданы мощности по производству 400 000 – 450 000 автомобилей в год (ЗАЗ, «Богдан Моторс» и «Еврокар»). Теперь, при низкой пошлине, инвесторам неинтересно вкладываться в местный рынок: им выгоднее завозить готовую автомобильную продукцию.

«Если раньше в машиностроении Украины доминирующим являлось производство продукции с высокой добавленной стоимостью, то сегодня оно сменилось на продукцию с низкой добавленной стоимостью. А импортная продукция в основном идет высокотехнологичная. Это составляет угрозу экономической безопасности страны», – бьет тревогу Гиршфельд.

Теоретически выход есть. Чтобы помочь местному автомобилестроению, надо добиться в переговорах с членами ВТО восстановления таможенной ставки на импорт авто с 10 до 25%. Но легко ли будет этого достичь, учитывая сложность, с которой обычно проходят переговоры в этой организации?

Теперь – о сладком. Украина всегда считалась крупным производителем сахара. Но при вступлении в ВТО зачем-то снизила ввозную пошлину на сахар с €300 за тонну до €150 и согласилась дать квоту на ввоз сахара-сырца из тростника объемом 260 000 тонн по льготной ставке в 2%. «В итоге более 50 украинских заводов, производящих сахар, остановились», – резюмирует Дмитрий Олейник. Украинские производители потеряли 11% внутреннего рынка, а экспорт сахара практически остановился.

Глава ассоциации «Укрсахар» Николай Ярчук говорит, что производственный потенциал сахарной промышленности Украины позволяет производить за сезон 3-3,5 млн тонн свекловичного сахара. «В связи с этим нет необходимости ввозить сахар-сырец из тростника для переработки и поставки сахара на внутренний рынок Украины», – уверен он.

За три года после 2008-го, когда Украина вступила в ВТО, только в двух отраслях сельского хозяйства – в сахарной отрасли и в свиноводстве – свои рабочие места потеряли около 500 000 человек.

После вступления в ВТО на импорт готовой сельхозтехники зафиксировали нулевую ставку пошлины. В то же время Украина не может попасть в ЕС со своими плугами и боронами, крупным производителем которых является.

Пострадал и рынок мебели. Если в 2008 году объем ее производства на Украине составил $1,3 млрд, то в 2010 году – всего $400 млн, т. е. отрасль в денежном выражении просела более чем в три раза, указывает Олейник. До вступления Украины в ВТО действовала импортная пошлина в 30-40% в зависимости от групп товаров, однако в 2008 году появилась нулевая пошлина на ввоз импортной мебели. В итоге на Украину потекла мебель из стран Прибалтики, Китая, Италии и т. д.

Большие потери понесло свиноводство. В отличие от стран Евросоюза, защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже в 5-8 раз. В итоге на рынок Украины хлынула иностранная свинина: в 2010 году импорт свинины вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 годом и составил 178 700 тонн. Украинский рынок заполонило импортное сало. За 7 месяцев 2011 года было ввезено 20 000 тонн сала из Польши, Германии и Нидерландов.

Кроме того, при подписании соглашения о ВТО Украина взяла на себя обязательство не стимулировать экспорт своей сельхозпродукции компенсациями, в то время как европейские страны, США и другие государства активно помогают своим сельхозпредприятиям.

Падение объемов производства наблюдается также и в легкой промышленности. В 2010 году объемы производства основных видов товаров по сравнению с 2007 годом сократились на 40-45%, экспорт товаров упал на 28,4%, тогда как объемы импорта легкой промышленности за этот период выросли на 45,9%. Негативные тенденции отмечаются также в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности, указывают эксперты.

Против украинского экспорта действуют ограничения по 37 товарным группам общим ежегодным объемом более $1,2 млрд. «Мы видим, что Украина открывает свой рынок, дает хорошие условия для ввоза импортной продукции, но условия для экспорта украинских товаров на внешние рынки сложные», – говорит Олейник. Такие условия он называет незеркальными.

От вступления в ВТО смогли выиграть лишь производители конкурентной продукции. В агропромышленном секторе отмечается положительная динамика производства масличных культур – семян подсолнечника, рапса и подсолнечного масла. «За эти три года Украине удалось стать действительно мировым игроком благодаря открытию новых рынков. Она занимает третье место в мире по производству подсолнечного масла», – указывает Олейник.

Украина надеется, что вслед за Чили и Аргентиной, которым удалось повысить ставки пошлин на сахар с 31 до 98%, и Индию, которой удалось поднять эти пошлины с нуля до 100%, ей тоже удастся перекроить кое-какие таможенные тарифы.

Вывод из всего вышеперечисленного напрашивается однозначный: ВТО «обула» Украину при ее вхождении, как старшие товарищи – несмышленого школьника. А до того – Молдавию и Киргизию. Та же участь была уготована и России, но наши власти в последний момент заняли жесткую позицию, хотя и не отказались окончательно от своих целей.

Недавно Владимир Путин назвал потери России от невступления в ВТО. По его словам, российские экспортеры теряют каждый год по $2,5 млрд из-за имеющихся ограничений на других рынках.

Если честно, цифра совсем не впечатляет, более того, на фоне нашего ВВП кажется мизерной. И от этого становится странно: из-за такой-то малости уже 18-й год длится весь этот сыр-бор? Хотя одно объяснение этому все же напрашивается. Возможно, наши высшие чиновники потому так настойчиво тянут страну в ВТО, что сами являются бенефициарами экспортно ориентированных промышленных активов, и для них это – вовсе не мелочи, а конкретные деньги в собственном кармане. Если так, тогда все сходится.

Источник: KMnews