Параллельный импорт не будет легализован до вступления России в ВТО
Иностранные производители брендированных товаров до весны могут спать спокойно: параллельный импорт в России в ближайшее время легализован не будет. Вчера на совещании первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил чиновникам и бизнесменам дополнительно проработать этот вопрос и найти компромисс. Участники совещания полагают, что отсрочка связана с надеждами России в ближайшее время вступить в ВТО.
В апреле текущего года Федеральная антимонопольная служба предложила правительству разрешить ввоз в Россию брендированной продукции третьими лицами без разрешения правообладателей. По мнению чиновников ведомства, это будет способствовать развитию конкуренции и создаст предпосылки для снижения цен на импортные товары.
В частности, ФАС предложила поправить статью 14.87 Гражданского кодекса и статью 14.1 закона «О защите конкуренции» (см. РБК daily от 09.06.11 и от 09.08.11). По существу эти поправки должны изменить действующий в России региональный принцип исчерпания прав на международный (при региональном принципе продажи брендированной продукции другими лицами допускаются лишь с разрешения правообладателя, а при международном — правообладатель теряет исключительное право на продукцию сразу после ее продажи). В конце апреля правительство поручило Минэкономразвития, Минпромторгу, Минобрнауки и ФТС рассмотреть эти предложения и вынести свои заключения.
Вчера на рабочем совещании под председательством Игоря Шувалова чиновники, представители компаний-правообладателей и импортеры обсуждали вопрос о либерализации параллельного импорта. Как заявил РБК daily представитель секретариата первого вице-премьера, это вопрос «стратегический и требующий детальной проработки»: «Все согласились, что не следует торопиться и надо выработать грамотную и согласованную позицию. Ведомствам и бизнесменам предложено доработать свои предложения». Следующее совещание по этому вопросу состоится, как только станет понятно, что правообладатели и импортеры нашли какой-то компромисс, добавил чиновник.
Участники совещания рассказали РБК daily, что окончательное решение будет приниматься в марте—апреле 2012 года. «В правительстве посчитали, что это очень сложный комплексный вопрос и его нельзя быстро решать, поскольку цена ошибки очень велика», — говорит один из них.
Другой участник совещания предполагает, что затягивание решения вопроса до весны 2012 года обусловлено надеждами правительства на вступление России в ВТО до конца 2011 года. Чиновники стремятся избежать осложнений переговоров, поскольку для зарубежных компаний вопрос интеллектуальной собственности является очень болезненным. К тому же в январе 2012 года планируется принять дополнительные протоколы к соглашениям между Россией, Белоруссией и Казахстаном по защите интеллектуальной собственности.
«Мы поддерживаем перенос обсуждения вопроса, потому что быстрое решение могло бы нанести удар по зарубежным компаниям, которые открыли в последние годы в России заводы по выпуску бытовой электроники», — говорит директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов.
Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков уверен, что западные компании хотят «сделать российский рынок колониальным, диктовать российским потребителям цены, качество и ассортимент, отнюдь не отвечающие их интересам». Параллельный импорт — это не поставки контрафакта, а добросовестный вид бизнеса, который дает свободу выбора товара, добавляет эксперт.
Борьба компаний-правообладателей и импортеров началась с судебного процесса между компанией Porsche и небольшим российским поставщиком автомобилей Porsche Cayenne. Официальный представитель автомобильной компании «Порше Руссланд» решил, что только он один имеет право ввозить в Россию эти иномарки. Сначала «Порше Руссланд» удалось запретить российской компании ввозить автомобили, но затем Высший арбитражный суд пересмотрел дело и полностью отказал компании во всех претензиях. Сейчас российский дистрибьютор «Элитвода Ру» судится с транснациональными Nestle и Heineken, пытаясь добиться права свободно ввозить в Россию воду и пиво.
Источник: http://www.rbcdaily.ru/2011/08/18/market/562949981282071