ВТО задушит Россию в своих объятьях до конца года

Вступление во Всемирную торговую организацию убьет отечественную экономику.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может произойти к концу текущего года. Об этом в интервью Reuters сообщил генеральный директор ВТО Паскаль Лами. «В последнее время произошел очевидный прогресс в стремлении России вступить в ВТО. Сейчас я верю, что вступление России в ВТО близко. Я даже сказал бы, что это может состояться к концу этого года, когда у нас в ВТО будет собрание министров. Мне теперь кажется, что это возможно и может сработать», – сказал он.

Попытки России попасть в ВТО, которые продолжаются уже 18 лет, – это история пропущенных крайних сроков и оптимистичных прогнозов о неизбежном достижении договоренности. Однако Лами сказал, что раньше никогда не делал подобных предсказаний.

Стремлению России попасть в ВТО все эти годы мешало множество препятствий, включая конфликт с Грузией, которая, как член ВТО, может наложить вето на присоединение России.

Представитель Грузии в ВТО сказал на собрании, посвященном вступлению России, что значительного прогресса в этом вопросе пока нет.

Лами сообщил, что этот спор решается с помощью посредников, в роли которых выступают представители Швейцарии. «Мне кажется, как бы то ни было… сейчас есть политическое решение и достаточно технической зрелости для того, чтобы это произошло», – сказал директор ВТО.

Российская международная торговля развита неравномерно, охватывая, в основном, экспорт нефти, газа и металлов, и многолетние заявления Кремля о необходимости диверсифицировать экономику, развивая другие сектора, практически не имели последствий.

За последний год Россия расширила возможности экспорта нефти, открыв новый нефтепровод в Китай, но ее действия в остальных сферах приводили в бешенство именно тех торговых партнеров, от которых сейчас зависит ее вступление в ВТО.

Среди этих непопулярных мер – запрет на экспорт пшеницы, запрет на импорт овощей из Евросоюза, запрет на ввоз в страну некоторых видов мяса из Бразилии, а также заявление о том, что зарубежные производители автомобилей должны использовать местные источники и заниматься производством в России, если хотят воспользоваться преимуществами низких импортных тарифов на автомобильные детали.

Проблема с автомобилями пока не решена, сказал Лами, но добавил, что вопрос сельскохозяйственных субсидий «уже под контролем», передает Reuters.

«Вступая во Всемирную торговую организацию, Россия получит страховку против протекционизма, – сказал Лами. – Кроме того, вступая в ВТО Россия получит что-то вроде знака качества, указывающего, что ее экономика управляется согласно правилам экономики открытого рынка. А это то, о чем очень заботятся инвесторы и бизнес».

«Таким образом, это также гарантирует людям, которые хотят заниматься бизнесом в России, что Россия будет действовать согласно нашим международным стандартам», – заключил гендиректор ВТО.

Между тем в российском экспертном сообществе высказываются крайне пессимистические оценки относительно будущего отечественной экономики после вступления страны в ВТО. При этом многие, прежде всего, обращали внимание, что содержание требований к РФ делает переговоры по присоединению страны к ВТО тайными. Ни население, ни руководители большинства предприятий фактически не знают, на что дает согласие правительство. Тайная дипломатия не была бы необходима при очевидности выигрышей для экономического развития страны.

Судя по разным экспертным оценкам, ВТО, прежде всего, означает, что члены организации (не Россия) получат возможность ввозить в Россию свои товары без заградительных пошлин. Наводнение импортной продукцией внутреннего рынка автоматически убьет остатки собственной промышленности, которая с учетом роста энерготарифов в условиях сурового климата и затрат на транспортировку не сможет составить конкуренцию иностранным производителям – китайским уж точно. С одной стороны, возможность купить дешевый импортный товар кого-то может обрадовать, но с другой – деньги на покупку нужно будет заработать на родном местном предприятии, которое «встанет» из-за наплыва дешевого импорта. Не только потребительских товаров, но и продовольствия. А что будут ввозить? Здесь можно вспомнить угрозы по поводу проблем вступления в ВТО после того, как Россия запретила ввозить к себе опасные для здоровья овощи из Европы. Список можно продолжать: буйволятина из Польши, ножки Буша из США и тп. Членство РФ в ВТО сделает ее сельское хозяйство уязвимым. Многие его сегменты могут исчезнуть. Сравнительно чистые продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированные аналогами. Страны пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров.

Эксперты Института проблем глобализации и социальных движений отмечали, что в случае принятия России в ВТО переходный период составит от 1 до 7 лет для различных товарных групп. В ходе него снижение таможенных пошлин на промышленные товары составит 8,2-11,1%. Внешнеторговые пошлины на массово производящиеся в стране потребительские товары останутся неизменными. Исключение должны составить автомобили и обувь. Таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу должны быть при этом ликвидированы. Предусматривается снижение пошлин на бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств. Возможность свободно ввозить товары на отечественный рынок сделает бессмысленным вложение иностранных капиталов в российское производство. Товарную экспансию на российский рынок облегчит 80% износ основных фондов в России. Российские фирмы в основном будут проигрывать в конкурентной борьбе. Слабое российское производство электроники, вероятно, не выдержит в числе первых. Импортозамещение потеряет смысл.

Даже в нынешних условиях, как признал недавно замглавы министерства экономического развития РФ Андрей Клепач, сейчас для поддержания конкурентоспособности российской экономики и промышленности «снижение (курса рубля) номинальное процентов на 10 было бы позитивным фактором». Но, добавил он, в настоящее время курс рубля достаточно стабилен, а за последние несколько лет он резко укрепился. «Даже больше, чем в состояние выдержать наша промышленность», – считает Клепач.

При этом чиновник подтвердил худшие опасения о том, что Россия в ближайшей перспективе станет импортозависимой страной (даже без вступления в ВТО).

Как недавно отмечал известный российский экономист, президент компании «Неокон» Михаил Хазин, последние официальные данные о состоянии дел в российской экономике свидетельствуют о том, что Россия пока еще держится только за счет экспорта энергоресурсов. В то же время рост инфляции в стране обеспечивает Центробанк и дорожающий импорт, рост объемов которого приводит к окончательному развалу реального сектора отечественной экономики.

Федеральная таможенная служба России по итогам января-мая зафиксировала рекордный рост импорта: по сравнению с январем-маем 2010 года этот показатель вырос почти на 50% и составил $114 млрд. Что это значит с точки зрения экономики – что эти 114 миллиардов (долларов, напомним, в рублях это уже триллионы) не получили российские производители. То есть не заплатили зарплаты, не выплатили налоги (правда, заплатили таможенные платежи), не обеспечили заказами смежников…

Увеличение стоимости российского импорта в мае, отмечает таможня, было обусловлено как ростом физического объема (+26,5%), так и ростом средних цен импортируемых товаров (+12,2%) по сравнению с маем прошлого года. При этом довольно ощутимо вырос как объем импорта из стран дальнего зарубежья (на 48,8% – до $96,7 млрд), так и объем импорта из стран СНГ (на 48% – до $17,3 млрд). Из стран дальнего зарубежья основная доля импорта пришлась на машины и оборудование – 48,2% по сравнению с 43,2% годом ранее. В товарной структуре импорта из стран СНГ доля машин и оборудования составила 34,1% против 25,2% в мае прошлого года.

Как считает Хазин, здесь мы имеем естественную реакцию западного производителя: поскольку конкуренция со стороны российского производителя отсутствует, а технологическая зависимость российской экономики от импорта увеличивается – глупо отказываться от прибыли, которую на этом можно получить.

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что вырос не только импорт, но и экспорт: за первые пять месяцев 2011 года – до $202,3 млрд (+28,5%). Правда, если объем импорта вырос за счет физического объема, то объем экспорта увеличился по большей части за счет роста средних экспортных цен (+35,5% по сравнению с маем прошлого года). Иными словами, если цены на нефть упадут, то доходы от экспорта сильно упадут, а вот расходы на импорт практически не сократятся. Ну и, естественно, после распада СССР, основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары (их удельный вес в структуре экспорта составил 72,9%). В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-мае доля топливно-энергетических товаров составила 62% от всего экспорта в эти страны (+11% по сравнению с прошлым годом). Иными словами, зависимость российской экономики от нефти все время растет.

Примечательно, что по итогам 2010 года доля промышленной продукции в российском экспорте сократилась с 12 до 10%. Доля энергоносителей в структуре экспорта составила 74,5% – против 69% годом ранее. Как ни грустно признавать, аналогичную структуру экспорта имеют отсталые африканские страны.

Эксперты разного уровня констатируют, что либерализация внешней торговли работает в интересах более развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам, а нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций.

При этом для многих стран вхождение в ВТО обернулось социально-культурной деградацией и упадком ранее развивавшихся отраслей. В рамках открытой мировой торговли транснациональный капитал сохранял только необходимые производства. Упадок сельского хозяйства и промышленности постсоветских стран вступивших в ВТО во многом является результатом этого шага. Например, присоединение хозяйственно «самых передовых в Союзе» прибалтийских стран к ВТО и ЕС привело лишь к их полному производственному упадку. О плюсах вступления Украины в ВТО пока еще не слышно. Но известно, что в стране кризис, из-за дефицита бюджета и тотальной зависимости от импорта – уже увеличен пенсионный возраст. А о росте экспорта украинской продукции на Запад приходится мечтать.

Как считают эксперты, российские сырьевые корпорации – главная заинтересованная сторона в возможном присоединении страны к ВТО. Отечественные нефтегазовые и металлургические гиганты предпочитают облегчение сбыта на внешнем рынке без необходимости поддерживать российский рынок. Они рассчитывают увеличить прибыль в результате снятия другими странами (входящими в ВТО) импортных ограничений.

Очевидно и другое: если Россия сейчас продает нефть, газ и металлы, то она и без ВТО сможет это продолжать делать. А вот провести заявленную властями модернизацию во всех отраслях – будет уже не судьба. По оценке аналитиков, большинству российских предприятий промышленности, торговли и сельского хозяйства не стоит рассчитывать на выгоды от ВТО. Сейчас в РФ протекционизм имеет вынужденный характер. Но его отмена в угоду нормам ВТО чревато экономической катастрофой. Крах, вероятнее всего, ожидает авиастроение. Он может коснуться производств дорожной, строительной и сельскохозяйственной техники, электроприборов и промышленного оборудования. Тяжело придется химической промышленности. Как сказал Лами, с сельским хозяйством уже все «под контролем» ВТО.

Вывод напрашивается один: вступление в ВТО не только закрепит периферийный – сырьевой характер российской экономики, но также нанесет тяжелейший удар по всему национальному производству. В этой ситуации возникает один простой вопрос: зачем России ВТО? Получается, кремлевское руководство, выполнив функцию разрушения экономики собственной страны, сдает Россию в удушающие объятия ВТО…

Источник: Новый Регион 2