Три неловких движения – и мы в ВТО
По словам отечественных чиновников, процесс вступления туда России или займет три недели, или растянется на годы
Помните анекдот про Зоркого Сокола? «На третий день Зоркий Сокол заметил, что в сарае, куда его бросили враги, нет четвертой стены». Такая же, если не большая степень зоркости свойственна нашим властям – не прошло и 20 лет, как они поняли, что процесс вступления России в ВТО может продолжаться бесконечно долго. И даже выкатили ультиматум по этому поводу: мол, или вы принимаете нас в ближайшее время, или все затянется на годы. Поздновато, конечно, опомнились, когда масса уступок нами уже сделана, но лучше поздно, чем никогда.
Вообще, по степени секретности переговоры о ВТО очень напоминают переговоры по ПРО. Все говорят о самом их факте и о сути в общих чертах, но никогда не вникают в конкретные детали. В случае с ПРО это понятно, а в случае с ВТО – нет. Что, власти считают, что мы своим куцым умишком не в состоянии понять, о чем идет речь? Или не хотят дразнить гусей, уверяя, что членство в ВТО очень выгодно стране, потому что иначе и быть не может? А насколько выгодно, хотелось бы узнать? В рублях, долларах и тугриках? Сколько от него прибавится в бюджете, зарплате и пенсии? Молчок. Выгодно, и все тут.
Что касается Запада, противостоящего нам в этих переговорах, то тут остается только восхититься упорством, с которым он дожимает Россию, не обещая ей ничего конкретного. Он ведет себя, как опытный торговец, мгновенно понявший, что покупатель одержим навязчивой идеей купить его блестящий товар, чего бы ему это не стоило. Вот бы и нам такое же умение торговаться насмерть по любому пустяку.
Однако, время идет, а вожделенный нашими властями товар все так же недосягаем. И в ход, наконец, пошли жалобы с подтекстом угроз. Сначала президент Дмитрий Медведев на минувшей неделе признался, что мы устали от бесконечности процесса и призвал партнеров по переговорам завершить их поскорее. А сегодня стала известна точка зрения вице-премьера Игоря Шувалова и главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, согласно которой присоединение России к Всемирной торговой организации может завершиться в ближайшее время либо же затянется на долгие годы. Это предположение они высказали, общаясь с журналистами в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Эксперты расценили их заявления как попытку давления на партнеров по переговорам, которым нужно показать, что российская делегация сдавать позиции по принципиальным вопросам внешнеторгового сотрудничества не собирается.
«У нас осталось три вопроса, которые мы можем разрешить в ближайшие три недели либо еще долго не разрешить», – сказал Шувалов. Всякий раз, когда говорится про «три вопроса», «четыре условия» либо «пять пунктов», вспоминаются почему-то слова известного сатирика: «Одно неловкое движение – и ты отец». Следовательно, если шаг рассматривать как движение, нам осталось три движения до ВТО. Естественно, неловких.
Речь идет о режиме промышленной сборки автомобилей, о квотах на мясо, а также о фитосанитарном и ветеринарном контроле.
Шувалова поддержала Эльвира Набиуллина: «Нам нужно до конца июля договориться по всем проблемным вопросам. Если это не удастся, то, на мой взгляд, этот процесс уйдет на годы», – сказала она.
Характерно, что до самых недавних пор правительственные чиновники излучали безудержный оптимизм по поводу вступления России в ВТО и заверяли, что он завершится в 2011 году. Теперь тональность меняется, сроки отодвигаются на 2012 год, а оптимизм уже не извергается, подобно фонтану, и в общем настрое появляется изрядная доля пессимизма, где-то примерно 50 на 50.
Набиуллина уточнила, что при лучшем раскладе на следующий год должны остаться лишь «несодержательные формальности». Для окончательной утряски туда или сюда Набиуллина в ближайшее время должна поехать в Вашингтон, где состоится очередной раунд переговоров по ВТО. Она пояснила, что если на июльских переговорах останутся нерешенные вопросы, в частности, по сборке автомобилей, то мы еще долго не сможем договориться. Экспертам говорят, что Россия не готова поступаться национальными интересами ради ускоренного оформления членства в ВТО.
Неожиданно оказалось, что членство в ВТО имеет еще одну ценность для властей. Владимир Путин рассматривает его и как средство доступа «к отлаженному, отработанному механизму этой организации по решению торговых споров». Но обещает, что оно не станет поводом для автоматического открытия российского рынка иностранным товарам. «Чувствительные позиции, безусловно, будут защищены более высокими ставками таможенного тарифа», – уверяет он.
Прокомментировать последние заявления членов правительства мы попросили директора Института проблем глобализации Михаила Делягина.
— Бессмысленные заявления, я думаю, потому что за последние десять лет и даже одиннадцать мы наслушались подобных заявлений во всех сочетаниях. Делать новости из писка и мяуканья наших уважаемых чиновников немножко странно. Пустят нас – это будет новость. А так – люди просто заполняют пустоту своей деятельности малосодержательными заявлениями. Неужели, если либералов не пустят в ВТО в ближайшие полгода, они ужесточат свою позицию? Так не бывает. Им сразу напомнят, куда они вывезли средства Российской Федерации. Может быть, эти заявления имеют смысл с точки зрения каких-то переговорных нюансов, но для меня это как чириканье воробья. Для воробья это очень важно, но смысла не имеет.
— Наша страна как шла на уступки, так и будет это делать дальше?
— Безусловно, об этом и идет речь.
— Мы сдадим позиции по автосборке, мясу и овощам?
— Не факт, что прямо сейчас. Может быть, по каким-то позициям и нам пойдут навстречу, так тоже бывало. Но нужно понимать, что в условиях глобального экономического кризиса усиление протекционизма является условием не только развития, но и выживания экономики. Практически все из членов Большой двадцатки — девятнадцать из двадцати — за время разговоров о недопустимости протекционизма допустили вполне внятные протекционистские меры. Так что, естественно, протекционизм применяется нашими партнерами и, в том числе, будет применяться против нас.
— Нет ли у вас ощущения, что когда решится проблема автопрома, мяса и овощей, от нас потребуют чего-нибудь еще?
— Волне может быть. Хотя все принципиальные уступки Россия сделала к декабрю 2004 года, когда Евросоюз подписал соглашение о том, что он нас пускает в ВТО. Потом, правда, они отказались это решение ратифицировать и, грубо говоря, сыграли назад. Но вместо того, чтобы сказать, что теперь все наши уступки перестают действовать, наши власти продолжают эти уступки выполнять. Сегодня для наших партнеров нет большого смысла пускать Россию в ВТО. Все что хотели, они уже получили, и, может быть, получат что-нибудь еще. А как только Россия станет членом ВТО, она получит какие-то куцые права и, теоретически, сможет ими пользоваться.
В сегодняшней ситуации, когда группа либеральных, не хочется назвать их ослами, реформаторов бежит за морковкой, людей, которые держат эту морковку, все устраивает. И отдавать ослу морковку им совершенно неинтересно.
— Обращает на себя внимание, что власти крайне неохотно делятся с нами деталями переговоров о ВТО.
— Либеральные реформаторы очень любят поговорить про открытость. Но они понимают ее как открытость России перед иностранными конкурентами. А открытость перед собственным народом для них вещь недопустимая, потому что тогда станет ясна суть их политики…
Оригинал записи: KM Онлайн