Урал не верит ВТО
Напомним, ВТО была создана с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений, ее членами являются более 150 государств. Считается, что главным преимуществом присоединения к ВТО России станет приток инвестиций в страну с приведением нормативно-правового регулирования РФ в соответствие с международными правилами.
Представители свердловского бизнес-сообщества к идее вступления России в ВТО традиционно относятся скептически
Представители свердловского бизнес-сообщества к идее вступления России в ВТО традиционно относятся скептически
Госпожа Хафнер занимается вопросами присоединения к ВТО России и стран Азии без малого пять лет. Она напомнила, что последние серьезные переговоры на уровне глав государств по этой тематике состоялись в июне 2010 года между Дмитрием Медведевым и Барком Обамой в ходе визита первого в Вашингтон. Тогда президенты договорились о подходах по урегулированию небольшого числа нерешенных двусторонних вопросов и рекомендовали делегациям согласовать все спорные моменты до конца сентября. На удивление, к назначенному сроку почти все из них были урегулированы, подчеркнула гостья.
Напоследок оставлены вопросы защиты интеллектуальной собственности, санитарно-эпидемиологического надзора в России, технических барьеров в торговле, а также ряд вопросов, касающихся сельскохозяйственной отрасли, которые всегда очень «сложно идут», признала госпожа Хафнер. Так, работа ведется еще над семью главами отчета о торговом режиме в РФ (специальный документ для членов ВТО, отражающий данные о существующем торговом режиме в России, а также моменты, вызывающие обеспокоенность участников организации, и шаги, которые Россия должна предпринять для устранения этой обеспокоенности, а также обязательства России как будущего члена ВТО).
«Пора начать делать бизнес», — призвала делегат от США, уверив, что американской стороне хватит энтузиазма, чтобы довести этот процесс до конца.
У наших предпринимателей к визитеру возникло немало тревожных вопросов. С какими проблемами столкнутся бизнесмены после вступления в ВТО? Какие регионы от этого пострадают больше? Какие отрасли испытают наибольшее потрясение?
Кроме того, представители свердловских предприятий указывают, что, несмотря на затяжные переговоры, российскому бизнесу по-прежнему нет места на развитых зарубежных рынках.
«Я ожидаю, что проблем не будет или, по крайней мере, будет не так много. Сложно оценивать: все российские регионы экономически такие разные», — уклончиво ответила Элизабет Хафнер.
Что касается наиболее уязвимых отраслей, то, по словам делегата, дела в некоторых из них «будут лучше, чем в других», но здесь все зависит от руководства конкретных предприятий и регионов, считает госпожа Хафнер.
Она привела гипотетический пример с тольяттинской автомаркой «Лада».
«Лада» — не самый желанный автомобиль на дорогах», — отметила гостья. Однако, по ее мнению, после вступления России в ВТО этот бренд будет иметь шансы на существование при условии, что руководству автозавода удастся внести в производство «германскую инженерную мысль и итальянский дизайн». «Тогда «Лада» будет очень хорошей машиной», — считает госпожа Хафнер.
Элизабет Хафнер продолжает агитационно-пропагандистскую миссию на Урале
Элизабет Хафнер продолжает агитационно-пропагандистскую миссию на Урале
Между тем далеко не все аргументы встретили понимание у представителей уральского бизнеса.
«А на мой взгляд, в случае вступления РФ в ВТО «Лада» просто умрет», — под общее одобрение собравшихся высказался заместитель генерального директора по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри» Александр Трахтенберг.
Присоединение к ВТО требует от нашей страны заключения двусторонних соглашений со всеми членами организации о режиме взаимной торговли. Проще говоря, Россия должна предоставить партнерам доступ на свой рынок, а значит, подвергнуть себя риску роста конкуренции и последующего ухудшения положения собственных компаний и, как следствие, состояния национальной экономики.
С особенным вниманием за переговорным процессом следят металлурги. Их вердикт — спешить не стоит.
«Что мы можем получить взамен? Ведь мы сырьевая страна, и основные товары, поставляемые нами на экспорт, — это сырье. Но сырьевые товары пользуются спросом и без присоединения к ВТО. Так зачем брать на себя обязательства с непонятной целью, создавать себе проблемы в разных отраслях? Полагаю, что не стоит в чем-то ограничивать свою экономику ради некоего мифического эффекта, который еще неизвестно, будет ли достигнут», — рассуждает советник генерального директора ООО «УГМК-Холдинг» Евгений Брагин.
Если рассматривать ситуацию применительно к логистическим компаниям, Александр Трахтенберг считает, что барьеры для транспортников в Европе не будут сняты даже с получением Россией членского билета Всемирной торговой организации. Более того, последствия такого шага могут быть губительными.
«Если Россия вступит в организацию, то для нас, транспортников, ничего не изменится: как нас не пускали в Европу, так и не будут пускать. Опосредованных преимуществ, о которых говорит госпожа Хафнер, я тоже не вижу. Если мы пойдем по этому пути, иностранные ретейлеры приведут с собой иностранных же логистов. А это катастрофа для нас», — отметил замглавы компании «Лорри».
По мнению уральских предпринимателей, проблемы возникнут и у других отраслей — сельского хозяйства, легкой промышленности и других, то есть практически у всех, кроме, может быть, оборонки.
«Евросоюз перенасыщен предложениями. С дешевизной стран Юго-Восточной Азии очень сложно конкурировать. Американский рынок очень выгоден в плане выхода любых видов продукции. Но условия игры на нем на самом деле далеко не равные. Для американских товаров наш рынок открыт, а для российских американский — нет. Единственные, кто может продать свой товар у них, — это нефтяники», — добавил представитель департамента транспортной логистики AVS-Group Юрий Дворнов.
Депутат свердловской Областной Думы Илья Гаффнер также считает, что России ни в коем случае нельзя вступать в ВТО.
«Это губительно для всех отраслей российской промышленности. Взять умершее станкостроение. Его специально убил лидер станкостроения — Германия. Таким же образом в России исчезнет и сельское хозяйство. Можно будет о нем просто забыть. Членам ВТО нужны новые, дополнительные рынки сбыта и совершенно невыгодно, чтобы мы развивались. Привлечение России в ВТО — их маркетинговый ход по завоеванию нас, если угодно», — подчеркнул Илья Гаффнер.
Предприниматели надеются: если российские власти научатся защищать национальную экономику и национальный бизнес так, как это делают американцы и европейцы, то все означенные проблемы, скорее всего, будут так или иначе минимизированы.
Антонина Курносенко