Россия против ВТО?

История присоединения России к ВТО напоминает бразильский сериал, где герои долгое время готовятся сыграть свадьбу, но в последний момент оказывается, что жених Антонио — враг брата невесты Педро и в семью его принимать никак нельзя. В последний раз для России в роли Педро выступила Грузия в 2008 году.

После военного конфликта в Южной Осетии представители этой страны выступили против принятия России в ВТО как слишком «агрессивной» страны. Этот случай, между прочим, заставляет задуматься — а так ли плох ВТО, как пытаются показать противники единого рынка? Ведь, если недружественная страна против того, чтобы мы туда вступили, значит, там считают, что Россия выиграет от присоединения к союзу.

Если верить статистике, наша страна на сегодняшний день находится примерно на сотом месте по степени вовлеченности в мировую торговлю. Правда, данные на этот счет противоречивы и, как это часто бывает, зависят от методики подсчета. Очевидно, при получении этого показателя не брался в расчет экспорт нефти и газа, так же как и металлов, словом, не учитывался оборот товаров без прибавленной стоимости (или с небольшой ее долей). Готовой продукции вроде автомобилей, бытовой техники или одежды мы действительно продаем очень мало.

По некоторым позициям нас опережает даже Белоруссия, поставляющая качественную и дешевую оптику, обувь и трикотаж в разные страны — в том числе и Россию. Кстати, обходится при этом без вступления в ВТО, хотя и собирается присоединиться к этой организации.

Однако для нашей страны, хотя бы потому, что мы стремимся быть на равных с мировым сообществом, ВТО — аналог ООН, в которой состоять не столько полезно, сколько необходимо для политического статуса. Чисто экономический (хотя и сомнительный) плюс заключается в том, что в таком случае есть надежда на дополнительные финансовые влияния — за счет появления в нашей стране новых товаров из-за рубежа.

«Россия против ВТО»

Цель общественного движения с подобным названием ясна как нельзя лучше. И у противников есть своя логика. Базируется она, в первую очередь, на следующем принципе: уравнять, даже в рамках международной организации, страны невозможно. И действительно, незаметно, чтобы вступление в ВТО в свое время помогло Аргентине справиться с кризисом. Хотя ждать этого было бы, по меньшей мере, наивно.

Так же как и думать, что остальные латиноамериканские страны, к примеру, или республики бывшего СССР смогут наладить собственную торговлю только благодаря ВТО. Равенство на рынке вовсе не подразумевает равенства возможностей. Развитые страны, имеющие избыток товара и способные на борьбу с конкуренцией, действительно поправят свои дела. А вот те, у кого есть лишь некоторые финансовые средства, превращаются в покупателей.

В чем заключается главный экономический «камень преткновения»? Дело в том, что основой функционирования ВТО является принцип «равноправия для всех участников рынка». То есть, со вступлением нашей страны в эту систему китайский портной и наш, российский окажутся в одинаковых условиях. Никаких увеличенных пошлин на импортные товары, никакого приоритета собственным проивозителям. Но всегда ли это хорошо?

Вспомним недавнюю историю с повышением цен на зерно — точнее, с мерами, которое предприняло Правительство РФ, чтобы не допустить роста его стоимости. Поскольку мы над внутренним рынком хозяева, вполне можем запретить экспорт зерна. Производители и рады бы пустить его на продажу, за рубежом заплатят больше, но — извините…

И кстати, в большинстве случаев критики указывают на то, что стоить продукты в России будут неминуемо дороже, чем сейчас. Правда, касается это не всех, а только тех… от которых мы не отвыкли. А именно — натуральных, свежих овощей, мяса и молока. Но то, что попадает под категорию «еда из супермаркета», скорее всего, останется в прежней цене, а может и подешевеет.

Плата за дешевизну

Возьмем в качестве примера нашу действительность. В Сибири жить лучше, чем в Центральной России — особенно в крупных городах. Если, конечно, сравнивать отдельные позиции вроде продуктов. Не секрет, что человек, привычный к нашим продуктам, колбасу из московского супермаркета есть, как правило, не в состоянии. Это относится и ко многим консервам, произведенным в Центральной России, и к птице — куры «там» здорово уступают «нашим», даже тем, что приобретены в магазине.

Со временем гости столицы к продуктам привыкают. Лишь некоторые страдают от того, что некоторые, привычные и обычные для нас продукты отсутствуют едва ли не повсеместно. Например, соленое сало — что тут сложного? Ан нет: любители этого кушанья вынуждены постараться, чтобы найти его, к примеру, в Петербурге.

Почему все это происходит? Конечно, немалая (хоть и сомнительная) заслуга в этом — самих потребителей: привыкли есть не очень качественную пищу и не ропщут особо. Но главная причина — экономическая. Куриное мясо походит по вкусу на сосиски, а сосиски — на чистый соевый наполнитель, или крабовые палочки даже близко не относятся к морепродуктам потому, что так выгоднее.

Вскормленная стимуляторами роста птица, как и колбаса из неизвестного науке животного, обходится дешевле, чем произведенные «по старинным рецептам» продукты. Это же сколько нужно зерна потратить на куриц или свиней, пока они вырастут? А зерно, как известно, дорожает… Значит, приходится выкручиваться.

Супермаркеты и основные поставщики продуктов в них работают, если угодно, по западному образцу: «минимум затрат, максимум прибыли». Только вот на Западе эта схема совершенствуется не первое десятилетие и опыт конкурентной борьбы там куда больше нашего. Что это значит?

Да скорее всего то, что вместо не слишком качественных российских появятся не слишком хорошие импортные продукты. Причем потребители, привыкшие к синтетическим добавкам, это и не заметят. А кто-то даже порадуется: если зарубежные поставщики не пожалеют усилителей вкуса, их продукты буду есть с большим удовольствием.

Выдержит ли село?

Иными словами, возникает вопрос конкуренции в ряде сфер. Причем на этот раз — без правового буфера, дающего нашим производителям большие права. Мы не зря делаем упор на продукты: считается, что сельской хозяйство — отрасль, которая сильнее всего пострадает от вступления России в ВТО. И причина проста — климатические условия в нашей стране таковы, что тот же хлеб нам обходится куда дороже, чем ряду зарубежных производителей.

И качественные удобрения, новые сорта пшеницы, современная техника лишь уменьшают, но не ликвидируют этот разрыв. То же самое — с молочными и мясными продуктами. В первую очередь, под ударом оказываются те предприятия, где используют традиционную рецептуру — готовить кефир по советским еще ГОСТам экономически невыгодно уже сейчас.

И в колбасу пускать только натуральное мясо, не используя наполнителей — тоже. Точнее, можно, однако цена на нее в таком случае оказывается отнюдь не гуманной для большинства россиян. Хорошие продукты дороги, а могут стать еще дороже. Но в этом, как ни странно, есть и свой плюс.

Когда возникает вопрос «А что мы можем предложить другим странам, особенно тем, что опережают нас в технологическом развитии?», на ум первым делом, как ни странно, приходят те самые натуральные продукты, про которые у нас пока еще не забыли. В цивилизованном мире зерно, выращенное без большого количества удобрений и пестицидов или мясо от коров, пасшихся на лужайке, ценится куда выше валового продукта.

Более того, подобный товар востребован после прокатившегося по странам Европы увлечения «slow food» — ресторанами «медленного питания», то есть противоположностью «fast food» — закусочным и забегаловкам, которые признаны «виновными» в раннем ожирении и заболевании диабетом у постоянных поклонников.

А «медленное питание» как раз требует хороших, свежих овощей, не восстановленного молока, натуральных сливок, сметаны, свежей вырезки и всего прочего, что — как ни удивительно — на Западе едва ли не в дефиците. Другое дело — смогут ли наши сельхозпроизводители вовремя подстроиться под требования западных потребителей и занять нишу поставщиков натуральных продуктов. В этом есть сомнения.

Автор: Андрей Викторов

Источник: Казах Зерно