«Стратегия-2020»: бензин подорожает вдвое

К этому может привести отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Эксперты, принимающие участие в разработке «Стратегии-2020», предложили правительству отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, производимые российскими нефтяниками. По мнению авторов документа, такая мера станет стимулом к масштабной модернизации экономики России, которая держится в первую очередь на топливно-энергетическом комплексе. Однако в случае отмены пошлин цены на топливо в стране резко подскочат вверх, отмечают независимые аналитики.

В текущем году в России уже был достигнут исторический максимум цены на бензин. По данным финансовой группы «Калита Финанс», в середине февраля 2011 года литр бензина марки АИ-95 стоил 27,33 руб.; этот показатель являлся рекордно высоким. Эксперты «Калита Финанс» объяснили сложившуюся ситуацию спецификой ценообразования в российском ТЭКе. Отмена экспортных пошлин, по подсчетам экономистов, приведет к росту стоимости бензина на 80%, т. е. чуть ли не в два раза. Дизель может подорожать на 60%, авиационный керосин и мазут – на 40%.

Согласно результатам исследования Федеральной службы государственной статистики, за весь 2010 год бензин в России подорожал на 6,5%. Максимальный рост был зафиксирован в декабре ушедшего года, когда цена на топливо подскочила на 0,9%. Впрочем, цены на бензин росли медленнее потребительских цен в целом: по итогам 2010 года инфляция в России составила 8,8%. Как отметили в Росстате, значительного роста цен помогла избежать Федеральная антимонопольная служба, которая продолжала накладывать на нефтяные компании огромные штрафы за нарушение рыночной конкуренции и необоснованное завышение стоимости продукции.

Авторы «Стратегии-2020» не отрицают того, что цены на бензин и дизель могут значительно вырасти, но не считают этот фактор критическим. Как говорится в «Стратегии», стоимость продукции предприятий ТЭКа должна отражать реальную ценность ресурсов России. Кроме того, Россия близка к вступлению в ВТО, а члены ВТО вполне могут предъявить нашей стране претензии, касающиеся поддержания низких цен на энергоносители внутри государства.

«Разговоры о вступлении России в ВТО продолжаются с 2000-х гг. Принято говорить, что западные страны хотят, чтобы Россия присоединилась к ВТО. Такая точка зрения весьма сомнительна. Если бы даже Россия захотела вступить в НАТО, Запад не стал бы ей препятствовать: главное – чтобы Россия выполняла правила Альянса. Согласно нормам ВТО, руководству России нельзя создавать преференции российскому бизнесу и административные барьеры в торговле», – такой комментарий порталу дал руководитель отдела аналитики ИГ «Норд Капитал» Владимир Рожанковский.

Возникает вопрос: может ли Россия пожертвовать приемлемыми ценами на бензин ради вступления в ВТО? В том, что нашей стране необходимо присоединяться к ВТО, убеждены далеко не все. Еще в начале марте аналитик «Калита Финанс» Алексей Вязовский в беседе с порталом FinTimes.ru скептически оценил грядущее вступление России в ВТО: по его мнению, достигнув наконец компромисса с Евросоюзом, Грузией и США, Россия фактически станет сырьевым придатком развитых стран.

«Предложение авторов «Стратегии-2020» можно оценивать двояко. С одной стороны, российские нефтяные компании получают сверхдоходы, которые можно направлять на создание высокотехнологичных продуктов, но они вынуждены платить в бюджет большие налоги, поэтому производство развивается медленно. С другой стороны, налоги нефтяников идут на покрытие дефицита федерального бюджета, а выход на бездефицитный бюджет – одна из ключевых задач правительства, – поделился своим мнением с порталом FinTimes.ru аналитик «Риком Траст» Олег Абелев. – Если и отменять экспортные пошлины, то делать это надо постепенно, чтобы на рынке сырья сохранялся ценовой баланс. Отменять сборы полностью и навсегда, на наш взгляд, нельзя. Отсутствие пошлин приведет к росту цен, ФАС придется постоянно вмешиваться в рыночные операции».

Свою позицию относительно цен на топливо изложило и Министерство энергетики РФ. Точка зрения Минэнерго подробно изложена в проекте Закона «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти и продуктов ее переработки». Ведомство заявило о необходимости введения госрегулирования цен на нефтепродукты в России. По замыслу экспертов, государство должно иметь право устанавливать предельную цену на нефтепродукты в том случае, если в течение месяца они дорожают более чем на 30% в отдельно взятом регионе.

«Введение госрегулирования цен на нефтепродукты – вполне нормальная антимонопольная мера, особенно если учитывать инфляцию в сырьевом секторе за последние годы. Однако нужно помнить о том, что установление ценового потолка должно соотноситься с рыночными реалиями, – отмечает Абелев. – Надо подсчитывать прибыль монополистов, которая сейчас стремительно растет вместе с мировыми ценами на нефть. Чем дороже будет стоить нефть, тем, соответственно, выше будет ценовой потолок. Теоретически приемлем даже индивидуальный подход к каждой нефтяной компании: для каждого монополиста государство может устанавливать свою предельную цену».

Пока что решение относительно отмены пошлин не принято, хотя правительство положительно отреагировало на инициативу авторов «Стратегии-2020». С 1 апреля экспортная таможенная пошлина на сырую российскую нефть выросла с $365 до $423,7 за тонну. Пошлина на льготных месторождениях Восточной Сибири и Северного Каспия увеличилась с $150,4 до $191 за тонну. Сборы на светлые нефтепродукты повысились с $244,6 до $283,9 за тонну, на темные – соответственно с $170,4 до $197,9. Напомним, с 2011 года в России начнут постепенно выравнивать ставки пошлин на темные и светлые нефтепродукты. В настоящее время пошлина на светлые нефтепродукты составляет около 70% от пошлины на нефть, на темные – около 40%.

Источник: KMnews

Автор: Горина Екатерина